ГЛОНАСС сломался

Вчера в системе отечественной глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС произошел фатальный сбой, сообщает «Интерфакс». Система не функционирует по всему миру. Причина массового отказа российских спутников – выход из строя двух спутников ГЛОНАСС-М за одну неделю. В настоящее время на орбите находится 22 рабочих спутника ГЛОНАСС-М, при том, что для глобального покрытия в мире требуется минимум 24 аппарата, а на территории России – 18.

Замена одного спутника запланирована на середину июня. Это будет спутник из наземного резерва, который в общей сложности насчитывает шесть аппаратов. Расчетный срок службы отечественных спутников ГЛОНАСС-М не превышает семи лет.

Навигационный сигнал спутника “Глонасс-М” № 734 пропал 19 апреля. По данным информационно-аналитического центра ГЛОНАСС, спутник был временно выведен на техобслуживание. Космический аппарат был запущен в декабре 2009 года.

Ранее сообщалось, что Россия прекратит госфинансирование акционерного общества “ГЛОНАСС”, компания перейдет на самоокупаемость с 2018 года. АО “ГЛОНАСС”, которое является федеральным оператором этой системы, является организацией со 100%-ым государственным участием. С этого года прекращается ее государственное финансирование, потому что «эта организация перешла на самоокупаемость».

Объем рынка аппаратуры спутниковой навигации РФ в 2015 году составлял 2,4 млрд рублей, в 2017 году – уже 15 млрд рублей. Системой дифференциальной коррекции на сегодняшний момент оснащены в России 107 аэродромов из 182, 43 морских порта из 67, а также 33 станции на внутренних водных путях, отметил вице-премьер Дмитрий Рогозин.

Он также напомнил, что с 2019 года планируется вводить обновленные спутники поколения ГЛОНАСС-К2, «более высокоточные космические аппараты с улучшенной математикой».

В конце марта стало известно, что Минтранс России приступил к разработке законопроекта, который предполагает обязать российские авиакомпании устанавливать ГЛОНАСС на воздушных судах гражданской авиации РФ, выполняющих коммерческие воздушные перевозки.

«Мы в свое время, когда вводили систему «ЭРА-ГЛОНАСС», приняли закон, согласно которому все машины, которые после определенной даты ввозились в Российскую Федерацию, должны были быть оснащены этой системой, модулем, чипсетом. Сегодня более 600 иностранных бортов у нас летает в рамках наших авиационных компаний. Полагаю необходимым сделать то же самое – вводить в требования, чтобы если самолет закупается российской авиационной компанией, он в обязательном порядке должен быть оснащен этим модулем», – отметил Рогозин.