Покупки из Поднебесной

Покупки из Поднебесной

В этой статье я хочу поделиться советами по совершению покупок в разных онлайновых магазинах Китая. Кратко расскажу про их специфику, приведу свою тактику ведения споров, хитрости использования приложений и рекомендации по оплате. Отовариваться в Поднебесной мне приходилось ещё до того, как появился AliExpress, а с его появлением предложения конкурентов стали ещё заманчивее.

Deal Extreme

Сайт: https://www.dx.com/

Приложение для Android (https://play.google.com/store/apps/details?id=com.epro.dx)

Приложение для iOS (https://itunes.apple.com/us/app/dx/id950139832?l=zh&ls=1&mt=8)

Интернет-магазин из Гонконга, одним из первых запустивший розничные продажи с доставкой в Россию. Основан в 2005 году компанией Sino Vision WW. За рубежом её интересы представляет дочерняя фирма EPRO E-commerce Group, зарегистрированная на Британских Виргинских островах.

В отличие от Ali Express и подобных торговых площадок, здесь вы общаетесь с единой службой поддержки, а не кучей отдельных продавцов. Поэтому в DX все вопросы решают быстро и отправляют заказы сразу. Если товар не приходит, они предлагают на выбор повторную отправку или полный возврат средств. Никаких доказательств от меня не требовали – сами проверяли трекинг.

Когда вещи приходили повреждёнными, я просто присылал им фотки механических дефектов, и они также предлагали полный возврат, либо повторную отправку. Никто не перекладывал вину на почту, не требовал вернуть разбитый товар, не заставлял снимать блокбастер о распаковке пакета с разных ракурсов и не просил подождать ещё полгода.

В своё время DX очень выручал меня разной мелочёвкой, которую слишком долго искать в местных магазинах. Я купил там кучу переходников, конвертеров, микровинтов, адаптеров, разветвителей, тестеров и DIY-компонентов. Сейчас временно перестал делать заказы, поскольку давно есть всё необходимое, но каждый месяц мне продолжают приходить купоны (скидки в $3 при заказе на сумму от $30) и спецпредложения для постоянных клиентов.

Перевод смеяться много на dx.com
Перевод смеяться много на dx.com

Focal Price

Сайт: https://www.focalprice.com/

Ещё один интернет-магазин родом из Гонконга, который появился за два года до Ali Express. Логика его работы аналогична DX. Магазин отвечает за весь товар и быстро отправляет его, не заставляя вести дискуссии каждый раз с разными продавцами. Пару раз брал там мелкую электронику и прикольные аксессуары для оргий вечеринок. Всё проходило гладко, и обращаться в поддержку не приходилось.

За десять лет работы в Focal Price пофиксили кучу раздражающих мелочей: сделали (почти) нормальный перевод, более удобный поиск и внятную сортировку по категориям. Появилась локализованная версия сайта на русском языке: http://ru.focalprice.com/ , однако первичную регистрацию нужно проходить на основной англоязычной странице.

Цены на Focal Price в целом адекватные, особенно с учётом маркетинговых послаблений: есть скидки по купонам и от объёма заказа, возможна частичная оплата бонусными баллами и бесплатная доставка для большинства товаров.

Сейчас Focal Price, похоже, переживает не лучшие времена. Ассортимент сдулся в разы, аккаунты магазина в соцсетях заброшены (только на Facebook  и YouTube ещё шевелятся).

FocalPrice – купи, или умри!
FocalPrice – купи, или умри!

DHgate

Русскоязычный сайт: https://ru.dhgate.com/

Приложение для Android: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.dhgate.buyermob

Приложение для iOS: https://itunes.apple.com/US/app/id905869418?mt=8

Работает с 2004 года. На российский рынок вышел только в 2015 году, когда договорился с Qiwi о процессинге, а со службой «СПСР-Экспресс» о доставке товаров. Берёт название от оазиса Дуньхуан – перекрёстка торговых путей и последнего привала на Великом шёлковом пути.

Концептуально похож на Ali Express. Это не отдельный магазин, а крупная интернет-площадка для разных продавцов (их зарегистрировано больше миллиона). Однако DHgate не только выступает как арбитр в спорах и гарант сделок, но и пытается оказывать помощь при оформлении заказа. Если возникли затруднения, просто нажмите «Online Customer Service» и наслаждайтесь общением в стиле Капитана Очевидность.

Главные отличительные особенности – огромный ассортимент (> 40 млн. позиций) и возможность доставки в Россию даже тех категорий товаров, которые уже нельзя заказывать через Ali Express.

Деньги при заказе списываются сразу и конвертируются в доллары по текущему курсу, но продавцу они перечисляются только после подтверждения. Его следует отправлять когда вы проверили товар, а не просто забрали посылку. Хотя бы потому, что со стороны продавцов обман встречается очень часто. Как мелкий (количественный), так и крупный (выкладывают фотки одного товара, а присылают совершенно другой). Внимательно смотрите репутацию продавцов и читайте отзывы.

Весёлые Электроники!
Весёлые Электроники!

Серый список

Онлайновые магазины открываются по одной и той же схеме, но далеко не у всех получается предложить качественный сервис. Многие интернет-площадки стали рассадником мошенников, пользующихся длительными сроками пересылки и сложностью ведения споров. Пока вы тщетно ждёте товар, они просто крутят ваши деньги, и даже не всегда возвращают их. Вот примеры китайских магазинов, с которыми, на мой взгляд, не стоит иметь дело.

LightInTheBox

Сайт: https://www.lightinthebox.com/ru/ . Доступен на 24 языках, включая русский.

На первый взгляд всё выглядит солидно, однако в 2017 году Яндекс.Маркет исключил LightInTheBox из списка магазинов. О причинах можно судить по отзывам, в которых реальные покупатели постоянно жаловались на мошенничество.

Среди самых частых примеров недобросовестных сделок указывается конвертация валюты по завышенному курсу при оформлении заказа, присвоение фиктивных трекинговых-номеров, ожидание доставки месяцами, отписки от техподдержки, получение подделок и отправка восстановленной электроники под видом новой. Такие ситуации бывают у всех, но в LightInTheBox они случаются слишком часто, а споры всё реже разрешаются в пользу покупателя.

Когда репутация бежит впереди магазина
Когда репутация бежит впереди магазина

GearBest

Сайт: https://ru.gearbest.com/

Ещё один пример проблемного дискаунтера. Качество перевода потребует от вас языковой догадки. Например, вы можете купить «игровой резак» и «сыпучие diamonds», что бы это ни было. Сам ничего там не брал, поскольку в других (даже местных!) магазинах тот же товар неизменно оказывался по сравнимой цене.

В 2017 году Яндекс.Маркет также исключил GearBest из списка магазинов. Судя по накопленным отзывам, большинство людей имеют негативный опыт заказов через GearBest.

Претензии у них одинаковые: служба поддержки игнорирует сообщения, либо пишет стандартные фразы, не разбираясь в ситуации. Товар ждут месяцами, а деньги не возвращают даже после уведомления о принятии решения в пользу покупателя. В общем, если вы очень азартный человек, то можете получить порцию адреналина, сделав заказ в этом инкубаторе целевой аудитории.

Кручу, верчу, доставлять не хочу!
Кручу, верчу, доставлять не хочу!

Как выигрывать споры?

Если вы хотите вернуть деньги за недоставленный, или некачественный товар, то в любом магазине для этого надо открыть спор. Большинство проблем у покупателей возникает именно из-за неосведомлённости о правилах их ведения и языкового барьера. Они либо ведутся на уговоры продавца закрыть спор и решить проблему без привлечения арбитра, либо не понимают, что и когда от них требуется.

Чаще всего покупатель требует полный возврат, а продавец отказывает в этом. Тогда вы получаете уведомление «your disput was closed… $0,00 refund». Большинство сливается на этом этапе с криком: «Мошенники!!!».

Вместо этого надо просто перейти в панель ведения споров и либо отвергнуть предложение продавца (discard), либо заново открыть спор (reopen disput), а затем прислать подборку доказательств и дождаться привлечения арбитра (администрации магазина). Обычно это занимает 1-3 дня и разрешается в вашу пользу, если вы не сидели, сложа руки.

В спорах рождаются компенсации
В спорах рождаются компенсации

Самая простая ситуация возникает в том случае, когда вы не получили товар в указанный срок. Да, срок – это важная часть сделки. Продавец берёт на себя обязательства не просто доставить товар, а сделать это не позднее заранее оговоренной даты. Поэтому, не дождавшись товара, можете спокойно открывать спор и отказываться от дополнительного ожидания (продления срока защиты покупателя).

Никаких доказательств в таком случае от вас не требуется (на нет и суда нет). Администрация Ali Express, DHgate и тем более DX.com всегда возвращала мне полную стоимость товара, если от почты не было подтверждения о вручении посылки. У многих продавцов отправления вообще не имели реального трекингового номера. Если же он был, и посылка отслеживалась уже в стране назначения, то меня просили подождать максимум неделю, после чего также возвращали деньги.

Самая сложная ситуация:  вы получили товар, подтвердили это и далеко не сразу обнаружили в нём какие-то недостатки. В таком случае целесообразно требовать частичную компенсацию (менее половины стоимости) и сразу отправлять видеозапись, подтверждающую неисправность девайса. Иначе вам предложат вернуть дефектный товар, а это часто стоит дороже него самого.

Очень часто встречается требование предоставить съёмку процесса распаковки. Постфактум её не сделаешь, поэтому возьмите за правило записывать видео вскрытия посылок с дорогими и потенциально проблемными товарами (особенно смартфонами). Больше доверяют видеозаписям, сделанным прямо в отделении почты. Естественно, очередь держать из-за этого не надо. Отошли в сторону и снимайте на здоровье.

Фотографиям сейчас практически не верят из-за прокаченного скилла фотошопинга у покупателей. Квалификация сотрудников техподдержки просто не позволяет им распознавать фейки, а видеозапись они считаю более сложной для монтажа (наивные! https://www.youtube.com/user/ZachKingVine).

Хитрости работы с приложениями

У каждого китайского магазина есть своя дурная апликуха, которая забивает память тысячами картинок и отсылает мегабайты логов пользовательской активности. Бороться с этим можно разными способами:

– начиная с Android 5.0 есть возможность добавить нового пользователя и поставить все стрёмные приложения в этот аккаунт. Они не увидят ваши контакты, почту и другие приложения – словом, ничего из основного профиля;

– другой вариант – установить утилиту Island. Она делает практически то же самое, только смена профиля происходит для выбранных приложений без необходимости перелогиниваться. Они запускаются в изолированной среде, не имея доступа к вашим данным.

– самый гарантированный способ – ставить приложения для шопинга на отдельный смартфон. Да, на тот древний с разбитым экраном, который продать уже не получается, а выбросить жалко.

Все маркетинговые следилки на отдельном смартфоне
Все маркетинговые следилки на отдельном смартфоне

Как безопаснее оплачивать покупки?

Наверняка вы уже слышали про PayPal – универсального посредника между вами и интернет-магазином. Если продавец окажется мошенником, вы легко вернёте деньги, поскольку PayPal не перечисляет их сразу, а лишь резервирует в счёт будущей оплаты. Интересно, что вам не требуется заводить отдельный счёт в PayPal и перечислять на него деньги – достаточно указать карту и платить с неё через защищённый сервис PayPal.

Можно действовать и напрямую, но только с проверенными магазинами. В большинстве из них потребуется привязать банковскую карту к своей учётной записи. Лучше не светить свою основную Visa Infinite или Mastercard World Elite, особенно на смартфоне. Сделайте для покупок виртуальную карту  и переводите на неё нужную сумму непосредственно перед покупкой.

Обычно виртуальная карта выпускается мгновенно и бесплатно (это просто набор цифр, который вам пришлют на электронную почту), а за переводы между своими картами комиссии нет, но лучше уточните детали в своём банке.

Другой вариант – получить пластиковую карту с бесплатным или очень дешёвым обслуживанием и держать на ней небольшие суммы для разовых покупок. Просто убедитесь, что сможете пополнять её удобным способом и без комиссий.

Обратите внимание, что моментальный выпуск предусмотрен только для неэмбоссированных карт (без рельефной надписи с вашем именем и фамилией). Они подходят для оплаты в интернет-магазинах, если на их обратной стороне есть проверочный код (CVV/CVC). При этом в графе Your Name вы всё равно пишите имя и фамилию, причём точно так же, как указали их в анкете при выпуске карты.

Что не стоит покупать, соблазнившись низкой ценой?

Собственно говоря, практически ничего. Просто для некоторых категорий товаров большая скидка служит особенно плохим признаком. Вот лишь некоторые из них.

  1. Карты памяти, USB-Flash, SSD. С большой вероятностью вы нарвётесь на отбраковку микросхем NAND Flash, и/или твик контроллера, который будет сообщать ОС завышенную паспортную ёмкость. На устройстве будет указан какой-то безумный объём (хоть 100500 петабайт), а внутри – агонизировать в режиме циклической перезаписи полудохлый чип гигабайт на восемь. Это тот случай, когда скупой платит трижды: за левую флэшку, за нормальную и за восстановление данных.
  2. Ремни, карабины, защёлки и прочие крепления. Они хорошо выглядят на фотографиях (особенно обработанных) и расхвалены в отзывах знакомыми продавца, или шопоголиками за мелкий дисконт, но практически всегда сделаны хлипкими и не держат нагрузку. Это очень грубые под(д)елки из силумина, кожзама и прочей дряни™, которые лопнут, едва вы успеете подтвердить получение заказа. Лучший способ устранить фотографа-конкурента – подарить ему такой ремень и наблюдать, как его камера звонко разлетается о камни. Про альпинистов вообще молчу.
  3. Блоки питания, сетевые адаптеры и другие девайсы, от которых зависит работа дорогой техники, а то и ваша жизнь. В лучшем случае они спалят колхозную подсветку, а в худшем – компьютер и полдома в придачу. Дешёвая зарядка для смартфона вообще может угостить вас 220 В. У них порой коротит обмотки трансформатора, а в особо выдающихся случаях гальваническая развязка отсутствует вовсе. Погуглите «убило током + смартфон».
  4. Измерительный инструмент. Он либо точный, либо дешёвый и показывает рандомные значения. Особенно умиляют лазерные дальномеры по цене указки, которые дают разброс в несколько сантиметров на метр при заявленной точности в 1-2 миллиметра.
  5. Охранные системы и видеонаблюдение. Я пересмотрел многие «бюджетные» варианты и мысленно вручил им призы: за самую кривую прошивку, за чёрную дыру в безопасности, за самую паршивую картинку и т.п. Некоторые даже оказались с «искусственным интеллектом»: прежде чем сработать, они ещё подумают – хочется им в этот раз, или нет.
  6. Ничего лишнего, без чего вы спокойно жили раньше. Порой кажется, что новая вещь решит часть проблем, но это только кажется. Предметы не первой необходимости (особенно дешёвые) их только умножают. Помните, что самая большая экономия получается не при реализации купонов и промо-кодов, а при отказе от ненужной вам сделки.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях