Число сайтов в доменной зоне .ru с действительными SSL-сертификатами выросло более чем в три раза за последние два года и достигло 775,9 тыс., свидетельствуют данные хостинг-провайдера и регистратора Reg.ru и удостоверяющего центра GlobalSign. Россия в январе 2019 года заняла девятую строчку в рейтинге стран по числу таких сертификатов, тогда как в 2014–2015 годах занимала 13-ю позицию. Лидерами рейтинга стали США, Германия и Великобритания с 23,1 млн, 4,9 млн и 1,9 млн действующих сертификатов соответственно, сообщает газета “Коммерсантъ”.

SSL — специальный протокол передачи данных, с помощью которого обмен информацией, например ввод паролей или номеров кредитных карт, между пользователем и сайтом происходит в зашифрованном виде.

Всего в зоне .ru насчитывается 5,03 млн доменных имен, свидетельствуют данные StatOnline.ru. Таким образом, с защищенным протоколом работают около 15% сайтов. Примерно 80% сертификатов в зоне .ru имеют срок действия менее года, 18% — один год, подсчитали в Reg.ru.

Оценить рынок SSL-сертификатов в деньгах в России сложно, но если взять количество действительных сертификатов в зоне .ru без учета бесплатных и среднерыночные цены, весь рынок может составить 1,31 млрд руб., за год этот объем вырос примерно на треть.

Резкий рост числа SSL-сертификатов эксперты связывают с усилиями крупных компаний, в частности Google. С 2018 года Google стала помечать серым значком в адресной строке браузера Google Chrome ненадежные сайты, не имеющие SSL-сертификатов, а еще с 2014 года стала понижать выдачу таких сайтов в результатах поискового запроса.

Кроме того, поддерживаемая Google компания Let`s Encrypt выпускает бесплатные сертификаты. Доля бесплатных сертификатов в зоне .ru сейчас составляет около 70%, и за два года их количество выросло почти в десять раз. Это отражает одну из главных тенденций развития интернета — всеобщее шифрование трафика. Количество зашифрованного трафика за последние пять лет выросло с 30% до 80%.

Лидерами по использованию бесплатных решений стали фишинговые сайты. При этом, по мнению экспертов, игрокам рынка платных сертификатов распространение бесплатных продуктов всерьез не мешает.