«Центр речевых технологий» (ЦРТ) занялся разработкой голосового ассистента «Варвара» с поддержкой биометрии. Предполагается, что сторонние компании смогут выпускать устройства на основе «Варвары» и встраивать ее в свои сервисы. После запуска в 2017 году «Алисы» «Яндекса» над созданием голосовых ассистентов в России работают также Mail.ru Group, Сбербанк и Тинькофф-банк, пишет “Коммерсантъ”.

ЦРТ хочет развивать B2B-продукты для создания голосовых ассистентов и планирует монетизировать «Варвару» по лицензионной модели: ее можно будет встроить в любое устройство или приложение, а также подключить из облака. Предполагается, что в «Варвару» будут встроены биометрические технологии. Ей можно доверить приватную информацию — к почте, мессенджерам или мобильному банку. Письма и сообщения она озвучит, только если услышит голос пользователя и распознает его как живого человека, а не запись.

Планируется, что сторонние компании будут выпускать устройства со встроенной «Варварой» под своим брендом. По словам источников, ЦРТ ведет переговоры с несколькими крупными компаниями. Выпускать собственную колонку, как сделал «Яндекс» на основе голосового помощника «Алиса», ЦРТ не планирует.

ЦРТ разрабатывает решения для распознавания и синтеза голоса, а также лицевой идентификации. Среди клиентов компании — банки, сотовые операторы, государственные и правоохранительные органы. В 2011 году ЦРТ выкупили структуры Газпромбанка.

Голосовых помощников развивают и другие российские компании. Так, «Алиса» «Яндекса» используется не только в собственных устройствах и сервисах компании, но и в партнерских умных колонках — например, Irbis A и Elari SmartBeat, а также в умных часах Elari KidPhone 3G и наушниках Sony XPeria Duo. Mail.ru Group разрабатывает ассистента «Марусю», биометрия для которого также «есть в планах».

Тинькофф-банк планирует запустить голосового ассистента под рабочим названием «Олег» «в самое ближайшее время». Кроме того, в феврале портал «Банки.ру» сообщал, что осенью 2019 года Сбербанк планирует запустить тестовую версию голосового помощника для клиентов.