IT –век и новое дворянство: когда робот будет работать вместо меня? (спойлер: уже работает)

Пока ученые тренируют искусственный интеллект писать музыку и играть в шахматы, офисные рабы ждут, когда уже можно будет оформить кредит на головастого робота и послать его вместо себя за чипсами в магазин. Или попросить зайти за ребенком в детский садик. Или избавить толчок от засора. Роботу все равно, а у человека вообще-то чувства.

Во всех смыслах это звучит чудесно: ешь, люби, молись, а железки пусть считают сальдо и выполняют план по продажам овощерезки нового поколения.  Лет через пятнадцать –двадцать мы добьемся полноценного ИИ человеческого уровня. Земной рай с просмотром «Игры престолов» в режиме нон-стоп скоро наступит!  Жить будет лучше и веселее!

Только вот к этому ли ведет технический прогресс?

Мода на железных и умных

Умный дом, умный светофор, умный пылесос. К работникам это тоже имеет отношение. Не важно, что вы делаете – моете машину? Робот будет мыть их лучше вас. Верстаете сайты? Робот будет верстать быстрее и качественнее. Отвечаете на звонки по телефону? Понятно, что и здесь робот вас обгонит.

На самом деле все даже хуже. Давайте откровенно: работники мы с вами вообще не очень. Мы опаздываем, отпрашиваемся к врачам, берем отпуска, впадаем в депрессии и устаем. Роботы не просто будут выполнять человеческую работу в разы качественнее, но и компаниям обходиться дешевле. Это ключевые показатели для бизнеса. Поэтому он, по мере возможности переходит на автоматизацию. При этом мы с вами не признаем тот факт, что уже теряем рабочие места из-за робота: ИИ же пока официально не существует. Ничего особенного как бы и не произошло.

А тем временем оператора на телефоне заменяет приятный во всех отношениях бот-консультант, у которого нет ПМС, вместо пропитого лица кассирши в «Ашане» — роботизированная касса. Все это не очень сильно помогает и той и другой лежать на диване в свое удовольствие. А в очень близкой перспективе они вообще могут этом диване остаться просто по причине невостребованности.

Это не очень похоже на золотой век, правда? И это только начало.

Лечь на диван уже сейчас?

Исследователи из Оксфордского и Йельского университетов в мае 2018 года провели опрос-исследование среди 352 экспертов в области ИИ, посвященное тому, когда, по их мнению, машины превзойдут людей по большинству показателей. Похоже, что время торжества ИИ приближается стремительнее, чем можно было бы себе представить: прогноз чисто технической возможности замены ИИ водителя грузовика — 2027 год, в 2049 – писателя и журналиста, в 2053 – хирурга.

Гипотетически не так уж и долго ждать, когда мы все лишимся работы. Даже если ИИ создаст новые профессии, большинству из нас это не поможет. Назовите любую работу — робот выполнит ее лучше человека. А значит вкладываться в людей особого смысла нет.

Первыми на очереди к уничтожению будут рутинные задачи. Такие, которые многие компании уже сейчас решают, заменяя на робота на человека или программу: банковский операционист, консультант, приемщик заказов, диспетчер такси. Далее следует простой физический труд, который так же подвергнется автоматизации: фасовщик, носильщик, вахтер, смотритель, охранник.

Все эти профессии не требуют супер-способностей или развитого мозга. То есть роботы лишат заработка людей еще до того, как ИИ научится хорошо считать, держать скальпель или принимать ответственные решения. А вот дальше в опасности уже люди с образованием – бухгалтера, журналисты, аналитики, рекрутеры и сложные рабочие профессии – водители, почтальоны, курьеры.

Ок, гугл, мне нужна помощь!

Есть и хорошие новости. Например, машинами нужно будет управлять, обучать, контролировать и чинить. Во всяком случае, в ближайшем будущем. Так что, если вы еще не полюбили технику, то будет не лишним развить в себе это чувства. Новые профессии типа «Учитель ИИ» или «Оператор ИИ» потребуют усердия и выносливости. Впрочем, любить людей тоже будет не лишним – ведь какая-то их жалка кучка все равно переживет нашествие компьютеров. А может быть вы поладите и с теми и с другими и сможете быть переводчиком человеческого языка на машинный и обратно.

Реклама на Компьютерре

Развитие креативности – это полезный навык. Творцы придумывают, а вот для исполнения нужно что-то попроще. Придумать робота-барбешопера должен кто-то уметь, когда  настанет время. Впрочем, так же как и научить машину писать гитарные рифы. Если это будете вы – то, может быть, ваша жизнь сложится более успешно, чем у медицинского регистратора или киномеханика, который вымрут в ближайшие 5-10 лет. Кроме того, придумывать апокалипсические секты,  сочинять про акции «МММ» и наполнять всемирную сеть мемасами про роботов – тяжелый, но благодарный труд. В общем, вы поняли.

По сколько работать на дядю в скором времени не будет получаться, так как дядь на всех просто не хватит, есть смысл самим стать властителем роботов. Открыть ресторан китайской кухни с механическими-поварами и железными официантами. Или запустить мастерскую по ремонту роботов-нянек. Или стать коучем среди роботов-продажников. Как видите – бизнес-идей может быть куча. Скучно точно не будет.

От прошлого к будущему

Лёня Юлдашев, исследователь истории интернета, координатор клуба любителей интернета и общества
Лёня Юлдашев, исследователь истории интернета, координатор клуба любителей интернета и общества

Начну со ссылки: если вы не видели, непременно посмотрите диафильм «Москва в 2017 году», нарисованный в 1960 году. Там показывали атомные поезда, полёты к системе Альфа-Центавра, подземный город прямо под Заполярьем и реку Енисей, повёрнутую против естественного течения. И, конечно, победу коммунизма и даже смерть последних империалистов. С одной стороны, нельзя сказать, что всё так и получилось, с другой — с 1960-го года многое поменялось. Но не так, как думали создатели диафильма. Эту ошибку можно назвать «ошибкой футуролога» — мы продлеваем в будущее сегодняшние события (появились роботы и нейросети), надежды (скоро они смогут чесать нам спину и рубить дрова) и страхи (что же будем рубить мы). У таких рассуждений есть известная эвристическая ценность, но всё-таки ошибочно было бы думать, что они имеют отношение к предсказанию будущего.

Я хочу вспомнить две истории из недавнего прошлого — клонирование и электронные книжки. Когда в 1996 году в Шотландии из составных частей клеток трёх овец получили овечку Долли, мир говорил только о клонировании. Предсказания были самые разные — что клонируют всех и вскорости, что клонируют только богатых, что из останков великих людей сделают их клоны, а «простых» клонировать не будут. Как мы видим, ничего из этого не случилось. Механизм клонирования продолжают дорабатывать, он занял своё место среди экспериментальных биологических методов.

Похожая история была с электронными книгами — когда появились iPad и Amazon Kindle, многие предсказывали скорую и безболезненную смерть бумажной книжки. Действительно, кривая роста продаж электронных книжек в Америке шла вверх под 45 градусов. Однако, кривая доросла до 22% — и всё. Сейчас продажи устроены так: 18%-21% электронных книг, а остальные — на бумаге.

Причины этих событий надо изучать (и есть много литературы по каждой из двух историй) — но понятно одно: мир устроен не линейно, новая технология не захватывает Землю за три года. Всё существенно сложнее.

Но если всё-таки хочется помыслить будущее — стоит оглянуться по сторонам и попробовать понять, что есть уже сейчас. Я бы предложил выделить три больших истории: 1) компьютеризация и интернетизация 2) программируемые механизмы разных форм и размеров, которые используют на производстве и 3) нейросети — самообучающиеся системы, способные выдавать результат, отличный от первоначальной программы. Всё это очень проблемные штуки. Давайте разберёмся с каждой по очереди.

Я бы хотел сразу перейти к механизмам, потому что страхи по поводу распространения компьютеров и сокращения числа бухгалтеров вроде бы уже позади. С механизмами дело обстоит так — оказывается, они не могут работать без людей. Ещё две истории: Илон Маск и японский отель.

В 2017 году Маск решил автоматизировать сборку автомобилей Tesla 3, причём радикальным образом  — уволить сотрудников и оставить только роботов. Через год он признал, что так не получается. «У нас была сумасшедшая, сложная сеть конвейерных лент, и она не работала — сказал Маск. Действительно, конвейер нуждается в человеке, который чинил бы его, обслуживал и иногда оптимизировал работу системы конвейеров. Если вы откроете любую книжку о заводской жизни, странице на тридцатой вы обязательно найдёте реплики рабочих о том, что руководство не представляет себе, как на самом деле работает производство, и поэтому задачи всегда какие-то идиотские. Приходится самим, вот этими вот руками, придумывать, как сделать всё оптимально, быстро и по-умному.

В Японии есть отель Henn-na Hotel, «странный отель». Российские СМИ писали о нём два раза — в 2015м году, когда отель открылся и сразу заявил, что значительную часть обслуживающей работы будут выполнять роботы, а не люди. И в 2019м, когда администрация гостиницы решила «сократить» половину роботов. Оказалось, что справочная машина плоховато понимает обращённые к ней вопросы (кто пробовал говорить с Siri, тот знает, как это бывает неудачно), робот на ресепшне не умеет пользоваться ксероксом, а роботы-носильщики обучены ездить только в 24 номера из 100. Хуже того, робот-будильник, умевший отвечать на вопросы, распознавал храп постояльцев как вопрос и будил их ответом посреди ночи. Мечты о роботе-хирурге выглядят уже не такими желанными и не такими пугающими, правда?

С нейросетями тоже непросто. Разработчики говорят, что сами не понимают, как эти штуки работают. Например, сотрудники ВКонтакте не могут объяснить, почему те или иные посты нейросеть показывает тем или иным людям — она учитывает несколько сотен едва заметных свойств профиля и поведения пользователя и подбирает материалы, которые могут показаться этому пользователю интересными. Одновременно с этим разработчики признают, что многие задачи для нейросетей пока недоступны. Один из примеров — мы уже можем запустить робота-водителя, чтобы он ездил по прямой, скажем, по трассе между городами. Но если он в городе и если ему надо сделать поворот (просто повернуть!), он не справляется, потому что не может с нужной скоростью обсчитать всю информацию, которую обсчитывает человеческий ум. Не говоря уже о «тонкой настройке» вроде такой: «тот козёл явно повернёт из своего третьего ряда, лицо у него такое, я прям чувствую; о, и правда на поворот пошёл».

Все эти истории нужны были для того, чтобы показать, что роботам ещё учиться и учиться, если они хотят составить конкуренцию человеку. И тут я хотел бы обратить ваше и своё внимание на слово «хотят». Это риторическая фигура, роботы ничего не хотят. Ни научиться поворачивать, ни забрать наши рабочие места. Они делают это не сами, а вместе с людьми. В этом, казалось бы, тривиальном соображении — наше спасение. Можно ли представить себе мир, где значительную часть рабочих, бухгалтеров, солдат и т.д. заменили роботы? Наверное, можно, хотя и не в скором времени. В конце концов, профессия конюха тоже была массовой, а теперь нет. Но можно ли представить себе мир, где работают только роботы? Совершенно точно нет. Как сейчас есть большие молокозаводы и маленькие фермы, «H&M» и множество небольших магазинов одежды, конвейерная сборка и ручная, так и в будущем сохранится разнообразие. А каким оно окажется — вопрос к нам с вами. Роботы ведь ничего не делают сами, они способны на действие только вместе с людьми. А люди — это мы.