Ученые заметили ржавчину на Луне

Исследователи Гавайского института геофизики и планетологии (HIGP) обнаружили окисленный железный минерал (гематит) ближе к полюсам Луны. Полученные сведения озадачили ученых, поскольку «ржавчина» ранее не была характерна для спутника.

Обычно ржавчина образуется от взаимодействия руды с кислородом, но на поверхности Луны его практически нет. Ранее на поверхности наблюдали различные разновидности железа в чистой форме, но сейчас ситуация изменяется. Сохранность элементов также обеспечивал солнечный ветер, который буквально высушивал спутник.

«Как же тогда гематиту удается окисляться?», — ученые предполагают, что на него влияет кислород из верхних слоев атмосферы Земли. Иначе говоря, солнечный ветер благодаря специфичному положению спутника буквально задувает на него земной кислород.

Для того, чтобы найти подтверждение своим словам профессор и один из главных авторов исследования Пол Люси вместе с коллегами из Лаборатории реактивного движения НАСА (JPL) приступили к анализу гиперспектрального отражения, которое удалось получить при помощи программы Moon Mineralogy Mapper, разработанной на борту индийской миссии Chandrayaan-1. Ранее этой группе ученых уже удавалось находить на Луне лед в тени кратеров.

Исследование заняло в общей сложности несколько месяцев, за которые ученым удалось отыскать окисленный гематит на той стороне спутника, которая всегда повернута к Земле. Здесь же в высоких широтах содержится достаточное количество распыленной солнечным ветром воды.

Интересен также другой момент: обратная сторона Луны не лишена гематита, хотя кислород вряд ли хоть когда-то попадал на эту часть спутника.

Ученые говорят, что новое открытие изменит представление о терраформировании полярных областей Луны. Исследовательская группа надеется, что миссия НАСА ARTEMIS сможет добыть образцы гематита из полярных регионов. Химические сигнатуры этих образцов могут подтвердить их догадку о влиянии атмосферы Земли на Луну, и помогут полнее понять, как эволюционировала атмосфера нашей планеты в течение последнего миллиарда лет.

Большинство соглашений между США, Канадой, Японией и Австралией по программе НАСА ARTEMIS уже подписаны, а график полетов запланирован на следующие 8 лет. Первая капсула без экипажа ориентировочно будет запущена уже в ноябре 2021 года. Она проведет на орбите Луны 25 дней, а затем вернется на Землю. Первая капсула с группой астронавтов отправится на лунную орбиту в 2022-2023 годах.