Астрофизики выдвинули новую теорию о том, как расширяется вселенная

Более 20 лет назад стало известно, что расширение Вселенной ускоряется, но физика этого процесса остается загадкой. Группа исследователей из Гавайского университета в Маноа выдвинула новую теорию — за ускоренный рост отвечает темная энергия, которая исходит от большого количества объектов, разбросанных в пустоте между галактиками.

В 1998 году две группы астрофизиков независимо друг от друга пришли к выводу о том, что скорость расширения Вселенной увеличивается. Движущую силу этого ускорения назвали «темная энергия», и было подсчитано, что это вещество неизвестного вида с отрицательным давлением составляет около 68% от всего во Вселенной. Но ученые до сих пор не знаю, что это на самом деле.

Одна гипотеза предполагает, что эта форма энергии может скрываться внутри неизвестного класса объектов, под названием Генерические объекты темной энергии (GEODE). Загадочные космические тела похожи на черные дыры, но они состоят из ядра темной энергии, окруженного вращающимся слоем.

В новом исследовании ученые попытались объяснить, как GEODE ускоряют расширение Вселенной — и как обнаружить эти объекты.

Модель сценария ученых: Вселенная растет слева направо, синие области соответствуют материи, объекты темной энергии образуются в зеленых регионах и мигрируют в черные регионы. Фото: hawaii.edu

Исследователи подсчитали, что скорость вращения внешних слоев меняет их движение относительно друг друга. Если они будут вращаться медленно, объекты будут притягиваться друг к другу очень быстро — даже быстрее, чем черные дыры. Причина в том, что GEODE приобретают массу в результате расширения самой Вселенной.

Но если внешние слои вращаются намного быстрее, ближе к скорости света, то объекты начинают отталкиваться друг от друга. Именно отталкивающий эффект, по мнению исследователей, может быть причиной ускорения расширения Вселенной.

«Зависимость от вращения была неожиданным открытием, — говорит Дункан Фарра, один из авторов исследования. — Если это подтвердится наблюдениями, то мы откроем совершенно новый класс явлений».

Согласно сценарию ученых, и с учетом некоторых корректировок в уравнениях Эйнштейна, многие из первых когда-либо рожденных звезд в конце жизненного цикла могли образовать GEODE вместо черных дыр. Со временем эти объекты поглотили бы звезды, пыль, газ и другие материалы, медленно увеличиваясь в размерах и быстрее вращаясь. По мере того, как они ускоряются, и начинают отталкиваться друг друга, а также практически от всего остального во Вселенной, способствуя ускоренному расширению.

По предположениям исследователей, сегодня эти объекты скрываются в широких пустотах между галактиками. Хотя вписать эти объекты в существующую историю можно, совсем другое — попытаться найти прямые доказательства их существования.

Команда говорит, что доказать существование GEODE будет сложно, поскольку они практически идентичны с черными дырами. Дальнейшие исследования могут помочь обнаружить новые признаки присутствия этих загадочных объектов.

Работа опубликована в журнале Astrophysical Journal.