Эволюция гиперконвергенции: как развивается один из главных ИТ-трендов десятилетия

Гиперконвергенция — это программно-определяемая IT-инфраструктура, в которой слои вычислений, хранения и сетевые ресурсы объединяются в компоненты без выделенных ролей. Ее история началась менее десяти лет назад, но за это время гиперконвергенция приобрела поклонников как среди небольших компаний, так и среди гигантов рынка. О том, какой путь прошла гиперконвергентная инфраструктура и в чем причина ее популярности, рассказал Евгений Гаврилов, руководитель проекта vStack.

Первые гиперконвергентные решения

С чего началась история гиперконвергенции, как она развивалась?

Все началось с того, что конвергентный подход полностью себя исчерпал. Примерно в 2012 году появились первые полноценно работающие программные продукты, позволяющие эксплуатировать горизонтальное масштабирование. С этого момента для oldschool-решений в IT часы пошли в обратную сторону. Это был вопрос времени, когда разработчики создадут новые продукты, эксплуатирующие плюсы решений с горизонтальным масштабированием, а потребители начнут их внедрять. Этот процесс обрел видимость примерно в 2015-2016 годах.

Начало развития гиперконвергенции связано с такими продуктами как Cisco HyperFlex, NetApp HCI, VMware vSAN и Nutanix. Уже тогда были заказчики, которые понимали прогрессивность этих решений и были готовы на определенные издержки в миграции на эти решения и «накладные расходы» в эксплуатации взамен на возможность войти в так называемый пул early adopters, которым доступна функциональность продукта вендора раньше других. Подобное опережение времени грамотно организованный бизнес способен превратить в конкурентное преимущество достаточно быстро.

А когда эти решения стали доступны российскому бизнесу?

В 2015-2016 годах зарубежные решения начали продаваться и активно продвигаться в США и Европе. При этом в России в то время гиперконвергентные платформы ввозились только под конкретного заказчика и были недоступны большинству компаний. Только спустя 2-3 года, в 2017-2018 годах, партнеры NetApp, Cisco и Nutanix начали продавать их в нашей стране на регулярной основе. 

Изначально любые гиперконвергентные решения появлялись в России только благодаря поставкам из-за рубежа. Поэтому история российской гиперконвергенции начиналась с выхода зарубежных вендоров на отечественный рынок. Когда начали появляться первые отечественные решения, они часто представляли собой клон OpenStack или других продуктов с открытым кодом, не имеющих в своей базе ничего кроме виртуализации или обвязки для управления ей. Собственные разработки появились позже и редко выходили за пределы архитектурной модели оригинального продукта с открытым исходным кодом.

Влияние 2020-2022 годов

Как повлияли кризисы последних трех лет на развитие гиперконвергенции?

Можно выделить несколько основных моментов, которые повлияли на рынок: дефицит оборудования, дефицит энергоносителей и новый комплект односторонних ограничений, спровоцировавший уход крупных поставщиков из России.

Пандемия вызвала дефицит полупроводников, сбои в логистических цепочках, цены на носители информации выросли во всем мире. Многие компании ощутили на себе нехватку оборудования. В 2022 году из-за энергетического кризиса и резкого роста цен на электроэнергию некоторые ЦОД начали закрываться по причине нерентабельности. В первую очередь это коснулось небольших компаний, которые начали уходить с рынка. Крупные провайдеры оптимизируют потребление электроэнергии, заменяя серверы на более экономичные. При этом сам сервер может стоить дороже, но из-за того, что он потребляет в 2-3 раза меньше электроэнергии, компания существенно снизит оперативные расходы и сможет оставаться на плаву.

Все это вызывает рост интереса к более экономичным гиперконвергентным решениям, особенно к поддерживающим работу на расходном оборудовании. 

Наша платформа vStack позволяет заказчику самостоятельно формировать контур IT-системы исходя из своих потребностей. Компании сами решают, какое оборудование использовать для эксплуатации нашего решения. При этом они могут выбрать как оборудование корпоративного уровня, так и потребительское аппаратное обеспечение. При использовании горизонтально-масштабируемого ПО возможно без рисков использовать устройства с пониженным уровнем резервирования элементов. Поэтому нет необходимости выбирать самое дорогое оборудование.

А как сказался на российском рынке уход крупных зарубежных платформ?

Многие из клиентов этих компаний, понимающих бесперспективность эксплуатации решения корпоративного уровня без поддержки производителя, начали заменять зарубежные решения на российские. В основном это те, кто понимает, что отсутствие вендорской поддержки и доступа к базе знаний может обернуться серьезными проблемами уже в ближайшем будущем. Но есть те, кто, несмотря на риски, пока не стал предпринимать никаких действий и занял выжидательную позицию. Они основываются на поведении некоторых гигантов, которые ушли из России «формально». Глядя на это некоторые потребители думают, что что-то подобное может произойти и с VMware и Cisco.

Дело в том, что миграция инфраструктуры — очень сложная вещь, которая редко проходит гладко. Те, кто знаком с этим процессом не понаслышке, не хотят этого делать, а те, кто этого никогда не делал, заранее боятся, что не справятся и тоже ничего не делают, продолжая работать в режиме «до первой серьезной аварии».

Насколько долго может продлиться такая ситуация неопределенности?

Их пока жареный петух не клюнет — не хватятся.
В. М. Шукшин, «Светлые души», 1959 г.

Я считаю, что все это — до первой серьезной проблемы, которая может обернуться миллионными убытками для некоторых компаний. 

Дело в том, что даже очень квалифицированные специалисты, которые хорошо разбираются в продукте, не заменят собой базу знаний от производителя решения. Есть такие проблемы, которые проявляются только при совокупности нескольких специфичных условий. Поэтому большинство специалистов никогда с ними не сталкивались и не знают как их решить. Решение описано в базе знаний вендора, к которой у российских компаний нет доступа. А решение нужно найти очень быстро, в некоторых компаниях минута простоя стоит тысячи или миллионы долларов.

Оставшись без вендорской поддержки IT-специалисты ищут обходные пути, ходят по чатам и просят подсказать, что делать. Складывается ситуация, когда компания не управляет своей же инфраструктурой из-за отсутствия полноценного и оперативного доступа к базе знаний производителя.

Когда компании оказываются в таких ситуациях, они начинают переходить на российские решения, но, к сожалению, в компании жареного петуха.

А можно как-то упростить миграцию в новую инфраструктуру?

Существует немало подходов, облегчающих миграцию инфраструктур, снижающих негативные эффекты или влияние на бизнес. Горизонтальное масштабирование — один из фундаментов инфраструктур, который превращает миграцию в рутинный процесс, зачастую не ограниченный временем. Поэтому мы больше всего видим заинтересованность в нашем продукте среди тех специалистов, у которых в инфраструктуре использование горизонтально-масштабируемого ПО обосновано «уровнем ценностей». Все плюсы этой дальновидности мы используем при миграции инфраструктуры такого клиента в новую инфраструктуру на базе vStack с плавным анализом работы мигрированных элементов в новую инфраструктуру и возможной ее коррекцией «на ходу».

Представьте, что в старой инфраструктуре у вас работают семь экземпляров горизонтально-масштабируемого ПО на семи виртуальных машинах, образуя кластер прикладного уровня. Мы выключаем одну из них, создаем новую ВМ в новой инфраструктуре и подключаем ее к кластеру из оставшихся шести машин. Через какое-то время эта новая машина синхронизируется с остальными и будет содержать часть данных, необходимую для работы в составе кластера. Данные в прикладном слое синхронизируются в новый экземпляр без накладных расходов в виде служебных файлов от операционных систем, временных файлов, которые накапливались годами, и прочего хлама. Это намного быстрее. 

Кроме того, обычно в информационной системе находится много приложений. При миграции нужно рассчитать, что вслед за чем переносить и в какой последовательности поднимать. Это может быть безумно долго и неудобно. При использовании ПО с горизонтальным масштабированием можно переносить все параллельно и выполнять миграцию постепенно, без простоя, наблюдая за изменением нагрузки.

Состояние рынка гиперконвергенции сейчас

Что происходит на рынке в данный момент, растет ли число компаний, выбирающих HCI-решения? 

Да, однозначно растет. Во первых, у бизнеса уже сейчас возникают проблемы эксплуатации конвергентных IT-инфраструктур, решить которые помогает гиперконвергенция. И многие это понимают.

Компании, у которых уже есть длительный опыт эксплуатации платформ для виртуализации, знают плюсы гиперконвергенции. Как правило, это лидеры со штатом специалистов высокого уровня. Те, у кого нет большого опыта эксплуатации, как правило, ориентируются на опыт больших компаний. Когда рынок видит, что лидеры внедряют гиперконвергенцию, они начинают делать то же самое, но оказываются в роли отстающих.

А что это за проблемы?

Прежде всего это зоопарк из решений. Наличие оборудования каждого производителя требует определенное количество обученных сотрудников в подразделении эксплуатации. Но даже использование оборудования от одного-двух вендоров не гарантирует того, что в ЦОД не будут стоять, например, восемь разных моделей систем хранения одного и того же вендора. Все это порождает высокую дискретность инфраструктуры, кардинально замедляя любые изменения в этой инфраструктуре. Она плоха тем, что при изменениях в инфраструктуре мы не можем практиковать одинаковые подходы к их реализации. Каждое устройство нужно модифицировать отдельно. Это отнимает время, а время в 21 веке — один из самых ценных ресурсов. 

Другая проблема связана с самой топологией. Чем она сложнее, тем сложнее ее поддерживать, а тем более вносить изменения. А изменения будут в любом случае, даже если компания не растет, все равно она накапливает количество данных, информационные системы усложняются. При вертикальном масштабировании, которое используется в конвергентных решениях, почти всегда есть ограничения. Как только компания исчерпывает лимиты мощностей, ей нужно покупать систему следующего уровня и переносить данные туда, тратить время и ресурсы на ввод в эксплуатацию новой модели. 

Как гиперконвергентные решения помогают справиться с этими проблемами?

Гиперконвергентная инфраструктура имеет существенно более простую топологию, построенную из одинаковых блоков. После того как потребитель исчерпал лимиты имеющегося решения, ему не нужно думать, что покупать и как интегрировать в инфраструктуру. Вместо этого у него есть гиперконвергентная инфраструктура, сегментированная на два кластера: промышленный и тестовый. И при необходимости расширения каждого из них заказчик просто добавляет нужное количество узлов. 

При этом все узлы будут одинаковыми, а все роли объединены. А значит, компании не нужно содержать большой штат узкоспециализированных инженеров для эксплуатации инфраструктуры.

Всего этого можно легко избежать с помощью перехода на современное гиперконвергентное решение.

Получается, гиперконвергентные решения в том числе помогают ещё и существенно сэкономить на оплате труда специалистов. А чем еще они привлекают современный бизнес?

Прежде всего это прямая экономия на аппаратных ресурсах, возникающая вследствие выгодности эксплуатации горизонтально-масштабируемого ПО внутри гиперконвергентных инфраструктур. 

Если у компании есть один экземпляр ПО и одна ВМ, которая обеспечивает работу этого ПО, компания зависит от стабильности работы этой виртуальной машины. Если она упадет, например, вследствие выхода из строя сервера, ПО перестает работать. Поэтому приходится покупать дорогие сервера корпоративного уровня. При горизонтальном масштабировании ПО работает не в одном экземпляре, а в нескольких. Если один из экземпляров падает, оставшиеся забирают его нагрузку и ПО продолжает работать на меньшем количестве ресурсов. Ничего страшного не происходит. Поэтому нет необходимости платить в 20 раз больше за оборудование корпоративного уровня.

Это касается только тех гиперконвергентных решений, которые не привязаны к конкретным поставщикам оборудования. Про Cisco HyperFlex этого сказать нельзя, так как мы не можем заменить аппаратную платформу этого решения. Работоспособность vStack же поддерживается на любом, даже потребительском и расходном оборудовании.

Прогнозы

Можно ли сейчас сказать, как будет развиваться гиперконвергенция?

Думаю, что при текущей волатильности бессмысленно делать какие-то прогнозы. Развитие происходит не в предопределенном векторе, а в эволюционном формате. А сейчас мы не знаем, какие пути будут выгодны завтра. В любом случае гиперконвергенция еще развивается, ее нельзя назвать окончательно зрелым решением. 

Некоторые специалисты до сих пор с осторожностью относятся к новшествам и к гиперконвергентным решениям в том числе. Однако со временем все приходят к тому, что изменения необходимы, важно внедрять современные, более экономичные и доступные решения, иначе можно быстро оказаться на технологической обочине.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях