Главные космические события 2023 года. Текст @KYKYRY3A_B

Частная миссия SpaceX, полет на Юпитер и запуск российского межпланетного аппарата впервые за 50 лет: наступивший год богат на космические мероприятия (может потому, что новости на Земле за 2022 утомили всех).

В этом материале мы публикуем тред пользователя @KYKYRY3A_B о крупнейших событиях космонавтики наступившего года — для всех наших читателей, кто не пользуется твиттером.

Musk Suggests That Starship Will Probably Make an Orbital Flight in November - Universe Today
Источник: SpaceX
Первый полет Starship и Superheavy

Запуск сверхбольших ракет — событие эпохального масштаба. В 2022 нам повезло увидеть полет SLS, а в 2023 мы увидим не просто самую большую ракету в истории, но и самую радикальную в принципе, которая станет первой во многих моментах.

Да, полет ждали еще в 2022, но SpaceX в 3 смены занимались апгрейдом стартовой площадки и за год выкатили совершенно новые прототипы, которые сильно отличаются от первой пары Starship S20 и Superheavy B4.

Причем настолько, что комбинации 4/20 суждено навсегда остаться на земле.

На данный момент у SpaceX есть лицензия на 5 тестовых полетов из Техаса (действует год с момента первого пуска), поэтому компании важно запускать сразу много, чтобы лицензию продлили. Нас также ждут первые тесты посадки с помощью башни, орбитальная дозаправка и т.д.

Сейчас у SpaceX в запасе 3 корабля и 3 ускорителя — каждый лучше предыдущего. А также несколько экспериментальных версий и уже на подходе минимум 5 кораблей и 3 Superheavy.

Главная задача во время первого полета — достичь орбиты, а дальше будут отрабатывать остальные этапы.

Компания достраивает завод по производству новой ракеты и стартовую площадку во Флориде, новый завод в Техасе (возможно для Старлинков 2) и апгрейдит фабрику Starbase. В планах еще 2 стартовых площадки. Но впереди получение лицензий, различных разрешений и битва с регуляторами.

Relativity is pushing back the demo launch of its Terran 1 rocket to early 2022 | TechCrunch
Источник: Relativity Space
Метановая гонка

Тренд перехода на метан в качестве топлива для многоразовых систем пока не достиг главного — орбиты.

Старшип опаздывает, а китайская Landspace провалила свой первый пуск, и в гонке за звание «первая метановая ракета в космосе» появился новый фаворит.

Встречаете Relativity Space и ракету Terran, которая может стать не только первой метановый ракетой, которая вышла на орбиту, но и первой напечатанной на большом 3D принтере. Terran успешно прошла основные тесты, и запуск назначен на ближайшие недели.

Relativity вообще невероятно интересная и прогрессивная компания. Можно сказать, что у нее свой путь. Но первый орбитальный полет — это всегда сложно. И если все пройдет хорошо, то компания ускорит разработку полностью многоразовой ракеты Terran R, которая больше и мощнее.

NASA's Artemis 2 mission: Taking humans to the moon's orbit | Space
NASA в ближайшие месяцы анонсирует экипаж Artemis II

Именно эта миссия станет первой пилотируемой к Луне за 50 лет. Уже в 2024 экипаж из 4 человек облетит спутник Земли на корабле Orion и вернется обратно. Этот тест станет важнейшим этапом перед высадкой на поверхность Луны.

К первому лунному экипажу будет приковано особое внимание общественности, но впереди у них 1,5 года сложнейших тренировок. Orion — полностью автоматический корабль, но астронавты проверят множество систем в ручном режиме и дадут зеленый свет перед Artemis III.

JUpiter ICy Moons Explorer (JUICE) | Spacecraft | ISAS
Источник: Airbus DS
Миссия JUICE к спутникам Юпитера

Одна из самых важных научных миссий Европейского Космического Агентства в истории. Аппарат Jupiter Icy Moons Explorer исследует ледяные спутники Юпитера, а конкретно Ганимед, Европу и Каллисто, у которых, возможно, есть свои подземные океаны.

А где есть вода, там потенциально и следы примитивной жизни. Основной задачей миссии будет картографирование поверхности и подземных океанов, ледяных спутников, изучение химического состава водяных гейзеров и анализ магнитного поля Юпитера самым точным магнитометром.

Вообще Юпитер — вызов для любого аппарата. Вся электроника будет упакована в специальные контейнеры от радиации и излучений. На спутнике будут установлены гигантские солнечные панели, которые вырабатывают всего 900 Ватт энергии у орбиты Юпитера. Хватит, чтобы вскипятить чайник.

JUICE будет не только первой миссией ESA к Юпитеру, но и самой сложной. Полет займет аж 7,5 лет, из которых 5 лет спутник будет набирать скорость через сложную систему гравитационных маневров Луна-Земля-Венера-Земля-Земля. Что не сделаешь ради экономии топлива.

Если все пройдет по плану, то JUICE прибудет к Юпитеру в июле 2031 года, так что не забудьте поставить себе напоминалку в календаре. А сама миссия продлится до 2035 года. На последнем витке аппарат разобьется о поверхность Ганимеда, чтобы не оставлять за собой космический мусор.

Space X's Polaris Dawn spacewalk postponed - Travel Tomorrow
Источник: Space X
Частная миссия Polaris Dawn от SpaceX

Аппарат Crew Dragon поднимется на орбиту в 1200 км (для сравнения МКС находится на 400 км) — дальше, чем кто либо из астронавтов за 50 лет. Но зачем? Во-первых, испытают лимиты возможностей корабля для будущих миссий.

Во-вторых, будет совершен первый частный выход в открытый космос и тест нового скафандра от SpaceX. Почему это важно? Если все пройдет хорошо, то опыт могут использовать для поднятия орбиты и обслуживания телескопа Хаббл. Этому научному артефакту еще рано на покой.

Вообще частники усилятся в 2023. Программа Polaris состоит из 3 миссий, но остальные будут позже. Еще запланировано 2 миссии от Axiom Space к МКС на корабле Crew Dragon. А Blue Origin и Virgin Galactic должны вернуться к полетам туристов к отметке в 100 км, но у них все трудно.

Psyche
Запуск аппарата Psyche

Еще одна титульная миссия NASA для изучения астероидов и формирования планет, но в этот раз буквально уникальная. Аппарат отправится к астероиду 16 Psyche, и это единственный астероид из металла во всей Солнечной системе, о котором мы знаем.

16 Psyche находится между Марсом и Юпитером, на 95% состоит из металла и протяженностью аж 200 км. Вполне вероятно, что когда-то он был ядром некой протопланеты, которая потом с чем-то столкнулась, поэтому от нее остался только остывший центр. Полет к такому объекту — важное дело.

Аппарат Psyche прибудет к астероиду в конце 2025 и за несколько орбит сможет изучить его состав и структуру, наличие магнитного поля (что подтвердит природу ядра планеты) и сделает множество уникальных фотографий. Человечество впервые вблизи увидит объект такого типа.

Поскольку мы не можем пробурить до ядра собственную планету или любую другую, астероид 16 Psyche, по сути, наш единственный шанс узнать больше про ядро Земли и ранние этапы Солнечной системы. Ах да, бурить астероид тоже не будут, да простит нас Брюс Уиллис.

Euclid is a European Space Agency mission with important contributions from NASA, including infrared detectors for one instrument and science and data analysis. It is designed to give us important new insights
Запуск телескопа Euclid

Еще одна научная миссия от ESA. Маленький телескоп Euclid не такой сексуальный с общественной точки зрения, как JWST, но крайне важный. Ведь позволит наблюдать за миллиардами галактик и поможет изучению темной материи и темной энергии.

Это фундаментальная научная миссия, ведь видимая материя занимает всего несколько процентов общей массы во вселенной, а все остальное — темная материя и темная энергия, которые ускоряют расширение видимой вселенной. Новый телескоп поможет лучше изучить скопления темной материи.

За 6 лет Euclid изучит примерно 1/3 неба, и более сотни лабораторий по всему миру будут анализировать сверхточные данные с этого телескопа. А их будет много, ведь даже у самого аппарата установлено 300 Гб памяти. К слову, у JWST всего 68 Гб, и их хватает на 1 день наблюдений.

NASA's James Webb Space Telescope: The ultimate guide | Space
Источник: dima_zel, Getty Images
Говоря про JWST, мы ждём первые результаты научных работ

К концу 2023 года гигантский телескоп JWST будет работать уже 1,5 года. И за этот срок соберет достаточно много данных для первых научных работ. Красивые фото — это, конечно, хорошо, но реальные открытия впереди.

Не переживайте, фоток будет тоже много, но $10 млр. заплатили за другие результаты. JWST в первую очередь мощнейший научный инструмент, и множество команд ученых со всего мира сейчас заняты анализом полученной информации. Так что ждите громкие заголовки, без них не обойдется.

OSIRIS-REx Begins Countdown to Touch-and-Go | NASA
Возвращение образцов астероида Bennu

В сентябре возвращаемая капсула миссии OSIRIS-REx от NASA прилетит на Землю с кусочками настоящего астероида. Во-первых, это круто, а во-вторых, важно с научной точки зрения и поможет лучше понять процессы формирования Солнечной системы.

Стоит сказать, что миссия пошла немного не по плану, и образцов породы будет больше, чем планировали изначально. Точная масса пока неизвестна, но где-то между 60 г и 2 кг. После возвращения на Землю все образцы будут распределены между группами ученых для дальнейшего изучения.

Космическая станция «Луна-25» пройдёт все предполётные испытания летом 2021 года
Источник: Роскосмос
Россия возможно запустит аппарат Луна-25

Мог бы пропустить этот момент, но запуск межпланетных аппаратов для России/СССР — дело крайне редкое. Последняя успешная миссия была почти 50 лет назад. И Луна-25 это не принципиально новый аппарат, а клон Луна-9 с новой электроникой.

Да, запуск переносили 8 лет, но именно эта миссия может поставить жирный крест на всей научной программе РФ, либо даст свет еще двум. Так что в каком-то смысле это будет показательный пуск, во время которого вновь будут учиться мягко садиться на Луну.

Как и писал выше, чего-то принципиально нового у Луны-25 нет, тем более за 6 млрд рублей. Да и 2023 насыщен различными миссиями к спутнику Земли, так что конкуренция с научной точки зрения крайне высокая, а научное оборудование на аппарате порезали до 20 кг.

Vulcan Centaur rocket: The space workhorse of tomorrow | Space
Источник: United Launch Alliance
Первый полёт Vulcan Centaur

В 2023 должен полететь метановый наследник одной из самых успешных ракет Atlas V. Новый Vulcan от ULA мощнее, больше, на новых двигателях от Джеффа Безоса и, скорее всего, станет главной ракетой для межпланетных пусков и американских военных.

Кому-то может показаться, что новые ракеты — довольно частое событие, но это просто нам повезло лицезреть такую эпоху после многолетнего застоя.

Vulcan также в будущем станет частично переиспользуемым. Дорогущие двигатели BE-4 будут возвращаться не Землю с щитом и парашютами.

Ракета начнет активную программу испытаний в ближайшие недели, чтобы провести пуск до конца года. А компания ULA уже активно продает коммерческие контракты, в том числе для запуска научных программ и военных спутников. Vulcan также станет рабочей лошадкой для еще одной программы.

Blue Origin shows interest in national security launches - SpaceNews
Источник: Blue Origin
Starlink vs. Project Kuiper

В 2022 многие осознали важность системы Starlink. У нее уже 1 млн оплачиваемых терминалов, а пользователей еще больше. Более того, SpaceX готовит к запуску 2 версию, которая будет больше, мощнее и с экстренной связью для мобильных телефонов.

Совсем скоро Старлинки будут составлять более половины всей массы спутников на орбите Земли. Компания уже запросила разрешение на запуск 30000 спутников версии 2, но пока получила разрешение на 7500. И начать пуски придется на Falcon Heavy, потому что Старшип задерживается.

Джеффу Безосу не дают покоя лавры Маска, поэтому на 2023 назначен старт программы спутниковой связи от Amazon. Общая архитектура Project Kuiper немного отличается от Starlink — сами спутники больше, антенны у терминалов меньше, а пользователи получат скорость до 400 мегабит.

Amazon планирует инвестировать $10 млрд в проект и запустить 3236 спутников в течении 10 лет. Для этого понадобится 83 пуска от 3 разных компаний, включая 38 запусков на Vulcan Centaur, про который писали выше. Пусками также займется и другая компания Безоса, но есть нюанс.

На плечи Blue Origin ляжет от 12 до 27 пусков на ракете New Glenn, которая пока не готова. ESA должна совершить 18 запусков на Ariane 6, которая тоже пока не летала. То есть за плечами всех трех запланированных систем ровно 0 полетов. Но к концу года ситуация частично изменится.

Конечно, будут еще мелкие миссии, рутинные полеты и апгрейды МКС и научные открытия с других аппаратов. В этом треде постарался перечислить основное или громкое.

Плюс не забываем, что могут быть различные поломки, переносы и неожиданные анонсы. 2023 как минимум будет интересным.

Источник: @KYKYPY3A_B