Московская прокуратура инициировала проверку после многочисленных жалоб пилотов «Аэрофлота» на работу системы SmartSky. Летчики выразили свое недовольство работой данного программного обеспечения. В статье рассмотрим причины проверки «Аэрофлота», проблему с новым ПО и трудности, беспокоящие пилотов.
Проверка «Аэрофлота»
После поступления множества жалоб от сотрудников «Аэрофлота», связанных с проблемами при использовании российской платформы SmartSky, прокуратура по контролю над соблюдением законодательства на воздушном и водном транспорте приступила к проверке. Об этом стало известно благодаря специализированному Telegram-каналу «Авиаторщина».
Согласно «Авиаторщине», система SmartSky работает неправильно на планшетах отечественного производства F+ tech T1100, которые были введены в эксплуатацию в ноябре 2022 года. Самими пилотами данное ПО было охарактеризовано как «несоответствующее требованиям безопасности».
Жалобы пилотов, размещенные на упомянутом канале, указывают на наличие большого количества технических проблем в SmartSky. Помимо этого, сами планшеты описываются как «совершенно неподходящие для выполнения рабочих задач». Это вынуждает пилотов выполнять свои обязанности, нарушая множество авиационных стандартов.
Надзорный орган потребовал у «Аэрофлота» разъяснить причины замены прежнего ПО SkyBag на систему SmartSky. Также ведется расследование относительно причин возникновения претензий, касающихся недостатков в функционировании программы, и обстоятельств заключения контрактов на использование нового ПО.
Проблема с новым ПО
Источники Telegram-канала сообщают, что переход на использование системы SmartSky от компании «СЗ РЦАИ» состоялся в декабре 2022 года. Это произошло после окончания сотрудничества с компанией «Аэромэп», которая поставляла «Аэрофлоту» программу SkyBag. Решение о переходе было принято авиакомпанией после отказа западных вендоров Lido и Jeppesen работать с российским рынком.
На официальном сайте «СЗ РЦАИ» указывается, что система SmartSky, разработанная для предоставления цифровой аэронавигационной информации, включена в реестр ПО Минцифры под регистрационным номером 188235.
Telegram-канал отмечает, что SkyBag был усовершенствован до уровня мировых стандартов и гарантировал экипажам актуальную навигацию, точные метеоданные, уведомления NOTAM (НОТАМ: извещение лётному составу) и другой важной информацией. Источник утверждает, что замену SkyBag инициировал летный директор Эдуард Советкин.
Что беспокоит пилотов?
Члены экипажа говорят о том, что сбои в системе происходят практически в каждом рейсе. Они связаны с неправильной передачей навигационных данных, частоты, высоты, отсутствием правил ИКАО, схем и инструкций для полетов в другие страны. Планшеты оказались неудобными в эксплуатации, их работа нестабильна – устройства часто перезагружаются во время полета, пропадают схемы аэропортов и навигационные карты.
Кроме того, вся база аэронавигационных данных была удалена из бортового оборудования, а новое ПО на персональных планшетах пилотов еще не функционирует должным образом. Запасные навигационные средства на период внедрения SmartSky также не были оставлены, предположительно, по решению летного директора. При начале использования SkyBag данные от Lido оставались доступными для использования в случае необходимости.
Пилоты заявляют, что уведомляли руководство о возникающих трудностях. В ответ начальство пообещало улучшить работу программного обеспечения на планшетах.