В предыдущем материале рубрики «Терралаб» редакция «Компьютерры» поделилась результатами тестирования нового флагмана компании Nvidia — RTX 5090. Если вкратце, то от карты ожидали более существенного скачка в производительности, и поэтому за ней тянется легкий шлейф разочарования. Однако если судить объективно, то это так или иначе очень мощный GPU с большим заделом на будущее и без явных прямых конкурентов. Единственная проблема — цена, которая без малого составляет $2000. Это статусный, самый продвинутый продукт Nvidia для обеспеченных энтузиастов.
Отсюда исторически сложившая тенденция: большинство геймеров, как правило, ориентируются на карты с индексом 70 и 80, особенно на последние. Дело в том, что они всегда стоили ощутимо дешевле топа, но при этом не смотрелись блекло на его фоне и к тому же уверенно обгоняли решение предыдущего поколения. Так было в случае с GTX 1080 Ti и RTX 2080, RTX 3090 Ti и RTX 4080. Но так ли это в случае с RTX 5080? Об этом — в материале.
Цена и спецификации
Стоит новинка вдвое дешевле флагмана и почти столько же уступает ему по части технических характеристик: 10752 CUDA-ядер против 21760, 16 ГБ видеопамяти GDDR7 против 32 ГБ, ширина шины памяти — 256 бит против 512. Уже настораживает, но еще более тревожно становится, если сравнить спецификации 80-й карты предыдущего поколения и пришедшей ей на замену RTX 5080: всего на 10% больше CUDA-ядер, а все остальное одинаково, если не считать более современный стандарт памяти и выросшее на 40 Вт энергопотребление.
Здесь многие, скорее всего, обратятся к словам CEO компании Nvidia Дженсена Хуанга: «Закон Мура мертв — будущее за технологиями ИИ». Если поверить — можно предположить, что новоиспеченная карта обгонит GeForce RTX 4080. Проверим теорию на практике.
Производительность в играх
Прежде чем начать — затравка: вышедшая в 2022 г. GeForce RTX 4080 опережала RTX 3080, выпущенную в 2020 г., на значения от 10 до 96%, а в среднем, по статистике, собранной на примере 12 игр, — на 36%.
Только что вышедшая RTX 5080 обгоняет RTX 4080 в среднем на 14%: 4% в Cyberpunk 2077, 5% в Call of Duty: Black Ops 6. Самый большой отрыв замечен в игре F1 2024 — 23%.
Если сравнивать новинку с RTX 4080 Super, то дела обстоят и того хуже: средняя разница между картами — 9%. Более того, в тех же Cyberpunk 2077 и Call of Duty: Black Ops 6 видеопроцессоры абсолютно идентичны.
Температура, шум, энергопотребление
В обзоре GeForce RTX 5090 «Компьютерра» уже писала о системе охлаждения новых видеокарт 50-й серии. Если не погружаться в детали, то она тихая и крайне эффективная. Вдобавок стильно выглядит и, основное, занимает всего два слота внутри компьютера.
У RTX 5080 она точно такая же, и покупать монструозные решения сторонних производителей никакого смысла нет: в нагрузке графический чип нагревается до 65°, память чуть больше — до 85°, а шум при этом не выходит за пределы 32,5 дБ. К слову, характер шума приятный: напоминает таковой у высококачественных корпусных вентиляторов типоразмера 140 мм.
Энергопотребление, несмотря на заявленный пик, находящийся у порога 360 Вт, в реальности заметно ниже: в среднем порядка 273 Вт. В этом плане карта смотрится выгоднее, чем RTX 4080 Super с ее средними 314 Вт потребления.
Технологии апскейлинга и Multi Frame Generation
Обновленная линейка видеокарт интересна нововведениями, касающимися технологий апскейлинга и генерации кадров. Для этих целей карты предыдущего поколения использовали блоки ускорителей оптического потока, в то время как свежие GPU вместо них задействуют тензорные и CUDA-ядра, на мощностях которых работает модель ИИ, которая теперь и отвечает за оптический поток вместо отдельных физических блоков, распаянных на плате.
Метод быстрее на 40% при 30% меньших затратах видеопамяти, плюс к этому лучше работает с мелкими деталями в играх: заборами, кабелями, мусором на земле. В дополнение ко всему прочему более проработанной смотрится игра света и тени в некоторых проектах, к примеру, в Cyberpunk 2077.
Однако проблему артефактов новый подход не победил: при задействованных технологиях апскейлинга они по-прежнему легко видны — одни изъяны изображения сменились другими. Причем при включении генератора, который в четвертой версии DLSS научился создавать не один, а сразу три кадра кряду, артефакты становятся еще заметнее: в CP 2077 двоятся лопасти вентиляторов у кондиционеров, в ней же мерцает разметка дороги, а в Alan Wake 2 главный герой окружен ореолом. И все это при достаточно высоком нативном фреймрейте, который способна поддерживать топовая RTX 5090.
В случае с RTX 5080 кадровая частота заметно ниже. К примеру, в Cyberpunk 2077 вместо 75 fps выходит порядка 55 — вырастает задержка между реальными кадрами, и из-за этого, когда генератор вступает в дело, артефакты обращают на себя еще больше внимания. То же касается и задержек: чем ниже реальная кадровая частота, тем она выше, и никакой генеративный ИИ тут уже не поможет. Да, номинально на экран выводятся заветные 240 fps, но фактически управление персонажем при этом заметно заторможенное.
Выводы
Новая RTX 5080, скорее, похожа на то, какой по-хорошему должна была быть RTX 5070: уж слишком велико отставание от топовой RTX 5090 и слишком незначителен прирост производительности в сравнении с GPU 80-й категории предыдущего поколения.
Получается странный продукт без четко ясной целевой аудитории: располагая $1000, можно сэкономить и приобрести RTX 4080 или RTX 4080 Super, почти ничего не потеряв, либо немного добавить для покупки подержанной RTX 4090 с хорошей скидкой.
Однако есть и другой возможный сценарий: переход со старой RTX 3080. В таком разрезе RTX 5080 смотрится привлекательно, поскольку разница между этими двумя — 70% в среднем.