Чего ждать от российских корпоративных мессенджеров в 2025 году

Когда западные сервисы ушли с российского рынка, бизнес экстренно искал замену среди отечественных аналогов. Компании делали ставку на приложения с похожими и знакомыми функциями. Так, в первое время вендоры сфокусировались на том, чтобы дотянуть до зарубежных продуктов, предложить клиентам те инструменты, без которых они уже не могут обойтись. Со временем российские приложения закрыли основные задачи пользователей, а на отечественном рынке появились локальные лидеры.

Сейчас тренды в сфере корпоративных коммуникаций меняются. Бизнес начинает переоценку ИТ-ландшафта, который сложился в период ускоренного импортозамещения, и постепенно перестраивается на рельсы активного роста и развития.

О том, что теперь важно для бизнеса и на чем сфокусируются вендоры в 2025 году, рассказывает Евгений Перов, директор по продукту в корпоративном мессенджере Compass.

Чего ждать от российских корпоративных мессенджеров в 2025 году

Критерии выбора корпоративного мессенджера 

Российские компании при выборе корпоративного мессенджера ориентируются на пять основных критериев:

  1. Стабильность сервиса. Это касается как серверной части, так и клиентских приложений. Бизнес ожидает аптайм 99,999% и идеальную работу каждой функции.
  2. Встроенные видеоконференции, как в Zoom.
  3. Интеграции из коробки с другими российскими сервисами для работы.
  4. Возможность сразу встроить мессенджер в корпоративную ИБ-инфраструктуру.
  5. Низкий transaction cost при переходе.

Разработчики понимают потребности бизнеса и фокусируются теперь не только на количестве новых возможностей. Рассмотрим, чего ждать от российских корпоративных мессенджеров в 2025 году.

Оптимизация встроенных видеоконференций

Оптимизация встроенных видеоконференций

Сегодня встроенные видеоконференции в корпоративном мессенджере — это база для всех продуктов. При этом крупные клиенты предпочитают коробочные решения, а это означает, что видеоконференции работают на клиентских серверах. Из-за этого количество участников и качество связи напрямую зависят от технических возможностей компании — и клиенты часто не получают те характеристики, которые заявлены вендором.

Регулярно менять и докупать серверное железо — это для большинства компаний слишком дорого. Поэтому перед вендорами встает задача: оптимизировать встроенные видеоконференции так, чтобы клиент получил качество уровня Zoom и не вкладывал в это дополнительные деньги. 

Решить эту задачу можно по-разному — например, заменить кодеки, переработать движок, решить вопросы с экономией трафика при передаче данных и т. д. Тот, кто найдет наиболее эффективные решения, окажется на шаг впереди конкурентов.

Работа с внешними сервисами с помощью встроенных мини-приложений

Работа с внешними сервисами с помощью встроенных мини-приложений

Большинство интеграций, которые сейчас доступны в корпоративных мессенджерах, приходятся на чат-боты. Они удобные, простые в использовании, а также позволяют решать множество бизнес-задач.

При этом пользователям привычнее взаимодействовать с интерфейсом. Если выбирать между кнопками и необходимостью отправлять текстовые команды, многие выберут первый вариант. Как раз по этой причине активно набирают популярность встроенные мини-приложения.

Яркий пример того, как это работает, — Telegram Mini Apps. Внутри Telegram есть приложения разных форматов: онлайн-магазины, игры, функционал для проведения розыгрышей. Такие мини-приложения гораздо проще и удобнее обычных ботов. А еще пользователю не нужно переходить в другие вкладки, поскольку мини-аппы работают через интерфейс Telegram Web App.

По данным Telegram, ежемесячно с мини-приложениями внутри мессенджера взаимодействует около 500 млн пользователей. Для людей такой формат становится привычнее, и его начинают подхватывать и российские корпоративные мессенджеры. Первые варианты на рынке уже есть, но пик развития технологии придется на 2025 год.

Увеличение количества интеграций с российскими сервисами для работы

Увеличение количества интеграций с российскими сервисами для работы

Активный переход компаний на отечественные приложения вызывает определенные сложности. В России нет экосистем масштабов Microsoft, а построить что-то подобное с нуля невозможно — это долго, дорого и сложно.

Отечественные сервисы «из коробки» часто предлагают интеграции с популярными зарубежными сервисами — например, Jira, Notion и др. Так как сейчас они недоступны, бизнес переходит на российские аналоги, а с ними интеграций нет. Это нужно исправлять.

Объединение корпоративных мессенджеров, CRM, ВКС, почтовых клиентов, офисных пакетов и других продуктов позволит клиентам гораздо эффективнее решать свои бизнес-задачи. Создать такую экосистему интеграций — одна из целей российских вендоров на ближайший год.

Интеграции с ИБ-платформами из коробки

Интеграции с ИБ-платформами из коробки

Как правило, крупные компании используют набор сервисов информационной безопасности — DLP и SIEM системы, антивирусы и многие другие. От корпоративного мессенджера бизнес ожидает возможности здесь и сейчас встроиться в существующую инфраструктуру безопасности.

Разработчики настраивали интеграции с ИБ-системами по запросу от бизнеса. Готовые решения есть, однако не так много — процесс требует времени и ресурсов, которые в последние несколько лет вендоры вкладывали в развитие функциональности.

Сегодня российские корпоративные мессенджеры уже предлагают бизнесу большинство привычных и необходимых функций. Поэтому теперь разработчики сфокусируются на готовых интеграциях с популярными ИБ-системами, которые помогут сразу встраивать корпоративный сервис в инфраструктуру безопасности.

Снижение transaction cost

Снижение transaction cost

Снижение стоимости перехода на новый сервис — еще один вектор приложения усилий для разработчиков. Она складывается из стоимости продукта, а также времени на обучение и адаптацию сотрудников.

Одно из основных требований бизнеса — простой интерфейс и пользовательские сценарии, к которым сотрудники привыкли за время работы в зарубежных продуктах. Это позволяет компаниям не тратить время и деньги на то, чтобы команда адаптировалась и научилась в полную силу использовать новый сервис.

Выводы

Если кратко, то тенденции в разработке корпоративных мессенджеров в 2025 году выглядят так:

  • Повышенное внимание к качеству встроенных конференций. Разработчики будут оптимизировать приложения так, чтобы железо заказчика влияло на работу приложения в меньшей степени.
  • Ставка на мини-аппы. Встроенные мини-приложения не заменят чат-ботов, но серьезно расширят возможности клиентов, а также упростят многие задачи. Тем более для продвинутых пользователей это уже привычные решения.
  • Еще больше интеграций с российскими сервисами. Клиенты нуждаются в надежных и системных решениях, которые не зависят от зарубежных инструментов, — и вендоры это учитывают.
  • Больше готовых интеграций с ИБ-системами. Бизнесу нужны сервисы, которые можно сразу встроить в инфраструктуру безопасности. 
  • Меньше стоимость перехода на новый продукт. Компании не хотят тратить деньги еще и на адаптацию сотрудников. 

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях