Российские производители недовольны введенной Минпромторгом маркировкой товаров. В статье рассмотрим причины недовольства, сколько приходится тратить на маркировку, для чего она нужна и дальнейшие планы Минпромторга на ее счет.
Промышленность недовольна маркировкой товаров
Производители электроники недовольны массовым внедрением маркировки радиоэлектронной продукции. Компании считают ее «скрытым налогом на отрасль».
Выражаются опасения, что маркировка может быть распространена на широкий ассортимент радиоэлектроники и что критическая информация окажется под контролем частного оператора «Честный знак».
Эксперимент по маркировке радиоэлектронной продукции стартовал в конце 2023 года. В рамках эксперимента охвачены такие товары, как розетки, светочувствительные проводники, лампы и светотехническое оборудование. В июне 2024 года в эксперимент были добавлены новые категории товаров: мобильные телефоны, смартфоны и ноутбуки.
Для чего нужна маркировка
Маркировка товаров была введена для защиты потребителей от покупки контрафактной продукции. Контролируется она с помощью платформы «Честный знак», а общее руководство процессом осуществляет Минпромторг.
Согласно правилам маркировки, поставщики и импортеры обязаны наносить средства идентификации на каждую единицу товара. Участники логистической цепочки должны обеспечивать передачу данных о движении продукции через электронный документооборот.
Каждая товарная единица отслеживается в единой базе данных. Потребители, используя смартфон и приложение «Честный знак», могут проверить подлинность товара, отсканировав этикетку. Если код подлинный, на экране появится подробная информация о продукте.
С введением обязательной маркировки радиоэлектроники участникам рынка будет запрещено продавать, хранить и перевозить товары без средств идентификации. Этот запрет поможет сократить объем контрафактной продукции на рынке, увеличить налоговые поступления в бюджет России и защитить права потребителей.
В настоящее время маркировка распространяется на 18 категорий товаров, что составляет примерно 15% от несырьевого валового внутреннего продукта России.
Благодаря этой инициативе, доля контрафактной продукции в производстве парфюмерии снизилась на 20%, в табачной промышленности — на 25%, а в обувной — на треть.
Стоит отметить, что маркировка привела к легализации 18 табачных производств и закрытию 45 нелегальных предприятий.
На рынке бутилированной воды маркировка позволила выявить около 460 производителей, которые ранее не предоставляли отчетность государственным органам.
Общий экономический эффект от внедрения маркировки оценивается в 791 млрд рублей.
Ассоциации попросили Минпромторг раскрыть затраты
В ноябре 2024 года Ассоциация разработчиков и производителей электроники и Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий отправили в Минпромторг письмо с просьбой объяснить предполагаемые затраты на маркировку радиоэлектроники.
Однако в ведомстве эту информацию не раскрыли, сославшись на ее секретность. В отчете же к проекту постановления о введении маркировки Минпромторг указал только суммы затрат и потенциальной прибыли:
- Крупным предприятиям потребуется выделить от 1,9 млн рублей;
- Средним предприятиям — от 1,2 млн рублей;
- Малым предприятиям — от 132 тыс. рублей.
Для маркировки товаров требуется приобрести принтер и сканер. Стоимость оборудования составит 15-25 тыс. рублей, а ежегодные затраты на техническое обслуживание оборудования составят примерно 5% от его стоимости.
Импортерам будет выгодно использовать услуги таможенных и логистических складов для маркировки некоторых видов радиоэлектронной продукции.
Стоимость нанесения одного кода маркировки на этих складах составляет от 3 до 5 рублей за единицу товара. За предоставление кодов маркировки взимается плата в размере 50 копеек без НДС за каждый код.
Компании, занимающиеся оптовой и розничной торговлей, должны учесть расходы на приобретение считывающих устройств, таких как сканеры для розничных магазинов и терминалы сбора данных для оптовых организаций, а также затраты на программное обеспечение.
Общий объем трудовых затрат на обеспечение процессов обязательной маркировки товаров и передачу информации в систему мониторинга товаров за шестилетний период составит 610,97 млн рублей.
Вслед за производителями радиоэлектроники на маркировку стали жаловаться и другие отрасли
Как пишет Telegram-канал «МашТех», на встрече предпринимателей в Санкт-Петербурге недовольство выразили представители различных отраслей, включая производителей электроники.
Президент Омского областного Союза предпринимателей Илья Николин привел пример автомобиля, который состоит из 30 тыс. деталей, и отметил, что маркировка каждой из них значительно увеличит конечную цену продукта для потребителей.
Чтобы промаркировать такое количество запчастей, потребуется несколько миллиардов рублей. Одна марка стоит 60 копеек, однако ее еще нужно нанести на деталь, что обойдется минимум в 5 рублей за одну единицу. Эти затраты понесет бизнес, но в конечном счете они будут переложены на покупателей.
Директор розничной сети «Бизнес Стиль» Алексей Зажигин сообщил, что для маркировки одного товара стоимостью 500 рублей требуется приобрести десять единиц оборудования. Меньшее количество не позволит системе «Честный знак» функционировать должным образом.
Большая часть комплектующих производится за границей и ввозится в Россию, и иностранные производители вряд ли будут наносить маркировку на свою продукцию. Это означает, что нанесение маркировки придется осуществлять уже в России.
Минпромторг расширяет эксперимент по маркировке
Согласно недавнему проекту постановления на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, Минпромторг собирается включить автомобильные компоненты и электронные сигареты в эксперимент по маркировке радиоэлектроники.
В подготовленном ведомством документе указано, что планируется ввести два новых этапа эксперимента по маркировке радиотехники. Четвертый этап эксперимента пройдет с 28 февраля 2025 по 28 февраля 2026 гг.
В этот период Минпромторг также предлагает начать маркировку машин для приема, преобразования и передачи или восстановления голоса и изображений, спидометров и тахометров, аппаратуры радиолокационной, радионавигационной и радиоаппаратуры дистанционного управления.
Напомним, что с 1 июня 2025 года планируется ввести обязательную маркировку смартфонов. Участники оборота товаров должны будут регистрироваться в ГИС «Честный знак» с 1 марта 2025 года. Как именно нужно будет маркировать смартфоны, пока не известно.