«Экономика данных и цифровая трансформация государства» против «Цифровой экономики»: на что нацелен новый нацпроект

Заместитель председателя правительства Российской Федерации, глава аппарата правительства Дмитрий Григоренко 26 февраля выступил с докладом о национальном проекте «Экономика данных и цифровая трансформация государства» в Национальном центре «Россия».

Новый нацпроект пришел на замену «Цифровой экономике». Национальный проект рассчитан на период с 2025 по 2030 год. За пять лет государство выделит на его реализацию 1 триллион рублей. В статье рассмотрим старый и новый нацпроекты, их отличия. Также расскажем про наиболее интересные моменты с конференции «Цифровые технологии: модели управления и экономическая эффективность» в Санкт-Петербурге.

Эра «Цифровой экономики» кончилась 

Национальный проект «Цифровая экономика» стартовал 1 октября 2018 года. Был направлен на активное внедрение цифровых технологий в экономику и социальную сферу. 

Основные цели проекта включали увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики, создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры для высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных. 

По итогам 2024 года на нацпроект «Цифровая экономика» было выделено 146 132,5 млн рублей. Исполнение расходов составило 99,7%.

Национальный проект включал в себя семь федеральных проектов:

  1. «Нормативное регулирование цифровой среды» — направлен на формирование адаптивного механизма правового мониторинга цифровой экономики и интеграцию гражданского оборота на основе цифровых технологий.
  2. «Информационная инфраструктура» — предполагает разработку глобального комплекса для преобразования, хранения и предоставления информации, желательно на базе отечественных технологий.
  3. «Кадры для цифровой экономики» — направлен на обучение сотрудников с высокой квалификацией для цифровой экономики.
  4. «Информационная безопасность» — направлен на обеспечение защищенности граждан, властей и предпринимателей в цифровой среде при использовании отечественных разработок.
  5. «Цифровые технологии» — предполагает разработку сквозных цифровых технологий, в основном на базе отечественных проектов, и формирование механизма субсидирования для улучшения сферы.
  6. «Цифровое государственное управление» — направлен на интеграцию цифровых новшеств в государственное управление и область оказания услуг населению, а также на создание отечественной системы для реализации проектов из сферы цифровой экономики в рамках Евразийского экономического союза.

За время реализации нацпроекта:

  • Более 3,5 тыс. ИТ-компаний получили поддержку, в том числе гранты и льготные кредиты на 85 млрд руб.
  • Выделено 447 млрд руб. на льготные ипотеки для ИТ-специалистов.
  • Количество пользователей Госуслуг достигло 109 млн, число обращений выросло в 5 раз, а более 1000 госуслуг переведено в онлайн.
  • Проложено 3000 км оптоволоконных сетей от Камчатки до Калининграда.
  • Около 250 тыс. студентов зачислены на цифровые кафедры, 240 тыс. школьников изучают программирование, 70 тыс. человек завершили обучение по проекту «Цифровые профессии».

Так, некоторые целевые показатели нацпроекта достигнуты, но ряд из них — нет. Например, запланированная доля отечественного ПО в госзакупках в 2022 г. и 2023 г. должна была быть больше 80% и 85% соответственно. По данным Росстата, в 2022 г. этот показатель составил 74,3%. Однако, по данным аналитиков, в последующие годы этот показатель был выше 85%.

Также к 2023 году доля домохозяйств с широкополосным интернетом должна была достичь 95%, но в начале 2024 года составила 86,4%. При этом построено 4733 базовые станции, а сети LTE охватывают 93,3% населенных пунктов с более 2000 жителей. 

Кроме того, финансирование нацпроекта постоянно сокращалось: к ноябрю 2022 г. на него было потрачено только 42,3% заложенных на него в федеральном бюджете средств, а в 2023 — снизили еще на 30%. 

В результате «Цифровая экономика» стала предпоследней среди нацпроектов по освоению бюджета, несмотря на это, три направления были выполнены полностью: нормативное регулирование, цифровые технологии и кадровая подготовка в ИТ.

«Экономика данных и цифровая трансформация государства»

Новый национальный проект «Экономика данных и цифровая трансформация государства» направлен на цифровую трансформацию государственного и муниципального управления, ключевых отраслей экономики и социальной сферы. Его реализация намечена на 2025–2030 годы.

По данным на 30 сентября 2024 года, на реализацию национального проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства» в 2025 году предусмотрено 129,071 млрд рублей, в 2026 году — 161,772 млрд рублей, в 2027 году — 166,955 млрд рублей.

Среди основных задач нацпроекта:

  1. Достижение к 2030 году «цифровой зрелости» в государственном и муниципальном управлении, ключевых отраслях экономики и социальной сфере.
  2. Обеспечение темпа роста инвестиций в отечественные решения в сфере информационных технологий, вдвое превышающего темп роста валового внутреннего продукта.
  3. Обеспечение к 2030 году повышения уровня удовлетворенности граждан качеством работы государственных и муниципальных служащих и работников организаций социальной сферы не менее чем на 50%.
  4. Обеспечение сетевого суверенитета и информационной безопасности в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
  5. Переход к 2030 году не менее 80% российских организаций ключевых отраслей экономики на использование базового и прикладного российского программного обеспечения в системах, обеспечивающих основные производственные и управленческие процессы.
  6. Создание системы эффективного противодействия преступлениям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, и снижения ущерба от их совершения.
  7. Увеличение доли домохозяйств, которым обеспечена возможность качественного высокоскоростного широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», до 97% к 2030 году и до 99% к 2036 году.
  8. Увеличение к 2030 году до 99% доли предоставления массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Чем различаются нацпроекты

Национальные проекты «Экономика данных и цифровая трансформация государства» и «Цифровая экономика» различаются по масштабу, конкретике и приоритетам.

В рамках проекта «Экономика данных» были расширены и уточнены цели. Были добавлены задачи по укреплению информационной безопасности, обеспечению устойчивости цифровой инфраструктуры и интернета, а также по сокращению преступлений, связанных с использованием цифровых технологий.

В проекте «Цифровая экономика» акцент ранее делался на четырех ключевых задачах до 2030 года, теперь их количество увеличилось до одиннадцати. Это отражает более комплексный и детализированный подход.

Кроме того, в новом проекте повысилась планка по переводу социально значимых услуг в электронный формат. Вместо 95% массовых услуг к 2030 году целевой показатель увеличен до 99%. Это подчеркивает стремление к практически полной цифровизации взаимодействия граждан и государства.

Важным отличием стала фокусировка на достижении цифровой зрелости ключевых отраслей за счет массового внедрения платформенных решений, больших данных, искусственного интеллекта и машинного обучения.

В целом проект «Экономика данных» направлен на системную трансформацию не только экономики, но и социальной сферы, государственного управления, логистики, здравоохранения и образования. Это выводит цифровизацию на принципиально новый уровень по сравнению с предыдущими инициативами.

Что говорят эксперты

«Компьютерра» посетила конференцию «Цифровые технологии: модели управления и экономическая эффективность», которая проходила в Санкт-Петербурге 27-28 февраля 2025 года. Организатором мероприятия выступил Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ). 

В конференции приняли участие ведущие специалисты, государственные деятели и представители бизнес-сообщества. Цель мероприятия — обсудить стратегии цифровой трансформации в России.

В ходе конференции рассматривался вопрос о национальном проекте «Цифровая трансформация государства и экономика данных», который был запущен в 2025 году.

В рамках пленарного заседания «На пути к цифровой экономике: технологический прорыв, активное государственное управление и доверие в цифровом пространстве» с докладом выступил Артем Шейкин, занимающий должность первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству. Он подчеркнул важность полного перехода на электронный документооборот в государственных органах к 2030 году.

«Задача до 2030 года, чтобы все документы и данные передавались в электронном виде, а между органами государственной власти не было ни одной «бумажки»». 

Артем Шейкин, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, Совет Федерации Федерального Собрания РФ

Также на конференции обсуждалось влияние «Экономики данных» на высшее образование и науку. Так, в рамках развития системы государственных платформ планируется обеспечить активный обмен информацией между высшими учебными заведениями и научными организациями. Это включает в себя адаптацию стратегий цифровой трансформации вузов с учетом развития доменов «Образование» и «Наука и инновации» на платформе «ГосТех».

В сфере науки и высшего образования наблюдается неравномерность в уровне цифровизации. Некоторые организации достигли высокого уровня цифровой зрелости благодаря собственным разработкам и значительным инвестициям в ИТ-инфраструктуру. Другие же, в силу своей специфики, ограниченного бюджета и других факторов, находятся на начальном этапе цифровизации основных процессов.

На пленарном заседании «На пути к «экономике данных»: технологический прорыв, проактивное госуправление и доверие в цифровом пространстве» эксперты, среди которых вышеупомянутый Артем Шейкин, Валентин Макаров, президент НП «Руссофт», и Чжан Жэньчжун, генеральный директор China International Intellectech Group Co., Ltd, обсудили, что за последние годы в России была создана серьезная база для развития цифровых технологий. 

Спикеры отметили, что активно поддерживается отечественная ИТ-отрасль: компании замещают иностранный софт, развиваются льготы. Инфраструктура расширяется — широкополосный интернет доступен 86% домохозяйств, а интернет-трафик вырос на 17,6%, достигнув 126,7 эксабайт.

Будут ли выполнены поставленные в рамках нацпроекта задачи, покажут ближайшие пять лет.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях