В марте на площадке медиацентра «Россия Сегодня» в Москве прошла пресс-конференция, проведенная компанией Руссофт. На обсуждение были представлены крайне значимые вопросы о дальнейшем развитии российской ИТ-экономики, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. На мероприятии выступили: Валентин Макаров — президент РУССОФТ, Дмитрий Харитонов — первый заместитель генерального директора ИТ-холдинга Т1, Иван Ермаков — коммерческий директор компании-разработчика инфраструктурного ПО «Базис», Вячеслав Закоржевский — генеральный директор «МойОфис» и другие. В статье обсудим причины вновь возникших вопросов об экспорте на международный рынок информационных технологий, так ли это необходимо в нынешних реалиях?
Какой курс держим?
В медиацентре «Россия Сегодня» в Москве прошла пресс-конференция РУССОФТ на тему «Российский рынок vs Зарубежный рынок. Где больше точек роста для ИТ-бизнеса?».
Участники мероприятия обсудили актуальные тренды и перспективы развития ИТ-отрасли как в России, так и за рубежом, особенно в условиях ограниченности внутреннего рынка и возможного возвращения иностранных ИТ-вендоров.
В пресс-конференции приняли участие ведущие эксперты и руководители ИТ-компаний, которые стремились выявить ключевые точки роста и разработать стратегии для дальнейшего развития сектора в условиях меняющейся глобальной экономики.
На протяжении трех лет СМИ пестрили информацией об импортозамещении, на данный момент такая тенденция тоже прослеживается, но сейчас крупные ИТ-холдинги заговорили уже об экспорте товара.
В последние три года внутренний рынок для российских компаний демонстрирует значительный рост: продажи на внутреннем рынке увеличивались более чем на 30% в год, что, по прогнозам РУССОФТ, приведет к общему обороту в 2,6 трлн рублей в 2024 г. по сравнению с 2 трлн рублей в 2023 г. Тем не менее, несмотря на достигнутые успехи, индустрия ПО сталкивается с выбором: продолжать сосредоточение на импортозамещении или активно развивать экспорт.
В 2024 г. ожидается положительная динамика экспорта впервые за несколько лет благодаря налаживанию сотрудничества с дружественными странами — согласно исследованию РУССОФТ, объем зарубежных продаж вырастет на 6,6%. Это подчеркивает экспортный потенциал российских технологий, особенно в контексте стремления к технологическому суверенитету и ограниченности внутреннего рынка.
По итогам конференции стало очевидно, что у российских решений есть огромные возможности для выхода на международные рынки, однако для этого необходимо учитывать ключевые тренды, разрабатывать собственные стратегии и получать адекватную поддержку от государства.
В то же время внутри страны сохраняются широкие возможности — даже в случае возвращения западных ИТ-вендоров разработка отечественных решений уже не может быть остановлена, и важно создать условия для роста российской индустрии в условиях эффективного сосуществования с импортом.
Экспорт в дружественные страны
Среди тенденций, которые будут определять развитие ИТ-рынка в ближайшие годы, участники выделяют экспорт российских продуктов в «дружественные» страны и повышенное внимание к вопросам информационной безопасности.
После введения санкций экспортная выручка российской индустрии программного обеспечения значительно сократилась. Согласно данным ассоциации «Руссофт», если в 2021 г. объем зарубежных продаж составил 10,1 миллиарда рублей, то в 2023 и 2024 г. он ожидается на уровне 5,5 и 5,9 миллиарда рублей соответственно.
Однако в 2025 г. прогнозируется рост продаж, в том числе благодаря прямому экспорту, трансферу технологий и созданию совместных предприятий в дружественных странах.
«Мир изменился. При выборе ИТ-системы или сервиса пользователи теперь всегда будут учитывать риски. Благодаря нашим компетенциям в области информационной безопасности и созданию качественных независимых продуктов решения российских компаний становятся все более популярными в Индии, Юго-Восточной Азии, Латинской Америке и на Ближнем Востоке», — отметил директор по развитию компании TrueConf Дмитрий Одинцов.
В России одни только «хакеры»
Особое внимание участники рынка уделяют экспортному потенциалу российских продуктов в сфере информационной безопасности. Это связано с ростом киберугроз и увеличением спроса на современные инструменты защиты, а также с нехваткой собственных решений в ряде стран и недоверием к западным продуктам.
«Гибкая ценовая политика, богатая экспертиза и высокая технологичность российских решений также способствуют их конкурентоспособности», — считает руководитель аналитического центра Zecurion Владимир Ульянов.
Несмотря на использование нерыночных методов в некоторых регионах, отечественные продукты демонстрируют высокие результаты как по цене, так и по функциональности и технологической зрелости.
Вывод
Исследуя сложившуюся обстановку, можно заключить, что ожидать в ближайшем будущем массового экспорта российских разработок можно, но при условии, что это не будет «бить» по внутреннему рынку.
Что до возвращения иностранных решений на российский рынок, даже если они и вернуться обратно, что, вероятнее всего, произойдет не скоро, то никаких регалий и уступок к ним не будет.
Российский рынок по-прежнему, несмотря на то или иное развитие событий, будет акцентировать свое внимание на отечественного производителя и давать больше прав и возможностей при распространении и продаже решений.