Личный опыт: что поможет стартапам появляться и преодолевать «долины смерти»

Галина Малыгина, сооснователь Гильдии «Рубежи науки», поделилась предпринимательским опытом на форуме  «Горизонты событий», который состоялся в РТУ МИРЭА в Москве 26 мая. Она рассказала о тех механизмах и мероприятиях, которые показали свою эффективность для компании «Моторика». Сейчас компания занимает 45% рынка MedTech в России. 

Также соосновательница «Моторики» и Гильдии «Рубежи науки» поделилась мнением о том, на что стоит обращать внимание при работе с молодыми предпринимателями, и отметила необходимость дать каждому «право на ошибку».

Аудитория и воронка

Проводить мероприятия для развития предпринимательства стоит прежде всего с их главной целевой аудиторией — студентами, молодыми специалистами, которые уже запустили свой проект, планируют его открыть или же в целом выбирают путь для своего развития. 

Только они могут ответить на главные вопросы: 

  • Что поможет им принять решение идти в бизнес? 
  • Каких инструментов им не хватает?
  • Что помогло бы развитию проекта прямо сейчас? 
  • Какие меры они считают эффективными? 

Таким образом, идти нужно «снизу», спрашивая, что нужно тем людям, кого мы планируем превратить в предпринимателей.

Вовлекать будущих стартаперов стоит через конкурсы, где они имеют право на ошибку, через различные площадки для коммуникации, через командообразующие мероприятия, в том числе — акселераторы.

Акселерация

«10 лет назад мы вместе с Ильей Чехом начали работать над проектом по разработке и установке детям тяговых протезов. На старте команда приняла участие в акселераторе GenerationS», — делится Галина Малыгина. 

«Нас познакомили с множеством экспертов и провели через масштабный курс подготовки. В течение двух недель мы прослушали множество лекций, приняли участие в интерактивных мастер-классах. Однако настолько плотный и качественный курс имеет и недостаток — человек не способен усвоить такой объем информации». 

Галина Малыгина, сооснователь Гильдии «Рубежи науки»

Если же подобный курс упаковать в образовательную программу на один-два года, то предприниматель получит все необходимые знания для запуска, пивота, масштабирования своего проекта. 

«Мы участвовали в акселераторе GenerationS вместе с множеством компаний, включая «Промобот». Мы не победили и не нашли инвесторов, но получили ценный опыт. Акселератор вовлек нас в среду, где проекты взаимодействовали между собой и экспертами, где можно собрать команду, завести новые знакомства, обсудить общие проблемы и найти решения для них», — подытоживает эксперт.

Поддержим молодые таланты

«Как нас поддержали когда-то, так и мы сегодня видим свою миссию в помощи молодым командам на самом старте. Мы проводим конкурсы, инвестируем в них, чтобы ребята, в первую очередь, заинтересованные в работе с космосом, имели возможность попробовать себя. Делаем мы это уже в нашей новой организации — в Гильдии «Рубежи науки», которую мы официально запустили 12 апреля 2025 года», — поясняет Малыгина. 

Гильдия является одновременно и фондом, и акселератором, и научно-образовательным центром. Она оказывает поддержку проектам, связанным с фундаментальной наукой, космическими исследованиями, с прикладными технологиями для будущих орбитальных, лунных и марсианских станций, а также образовательным и просветительским инициативам. 

12 апреля 2025 года: День космонавтики в штаб-квартире Гильдии «Рубежи науки»

На форуме «Горизонты событий» состоялось награждение победителей конкурса «Космический кубок: Миссия «Луна», который прошел в рамках международной олимпиады «ИТ-планета 2025». Гильдия вложила в этот проект 800 тыс. рублей, из которых 300 тыс. рублей — призовой фонд для трех лучших команд.

PR-директор Гильдии «Рубежи науки» Иван Сычев наградил победителей конкурса «Космический кубок: Миссия «Луна»

Ранее, в апреле 2025 года, на финал «Звездной эстафеты» в Королев приехали 150 талантливых детей со всей России в возрасте от 6 до 18 лет: они представляли проекты в нескольких секциях — научно-технической, медико-биологической, литературной и других. 

Победителей награждал российский космонавт Андрей Федяев, участник миссии SpaceX Crew-6, представители Гильдии и партнеров события («Инферит» предоставил ноутбуки двум командам), а также авторы книг — они лично подписывали свои произведения для молодых изобретателей. 

«На этот проект мы с Ильей Чехом как сооснователи Гильдии также выделили собственные 1,3 млн рублей». 

Галина Малыгина, сооснователь Гильдии «Рубежи науки»

Церемония награждения победителей «Звездной эстафеты» в Московском дворце пионеров 17 апреля 2025 года

Критика и право на ошибку

Многие, пытаясь запустить собственный проект, не получают поддержки даже от самых близких — от родственников, друзей, коллег. В публичном поле, в СМИ, на Хабре первое, с чем сталкиваются люди, это критика их проектов.

«В конкурсах, с которыми мы работаем, наибольшее значение имеет вера в участников — доверие командам выдается авансом. Это особенно важно на этапе идеи», — поясняет сооснователь Гильдии «Рубежи науки». 

Следующим этапом для превращения идеи в проект может стать работа изобретателей в экспертной среде, где они узнают о «бытовых» подробностях бизнеса: 

  • бизнес-модель;
  • финансы (привлечение, управление);
  • бухгалтерия (зарплата, отпуск);
  • инфраструктура (аренда, оборудование) и т.д.

«Технологические предприниматели обычно думают только о технологиях. Одна из проблем стартаперов при диалоге с потенциальными заказчиками и инвесторами состоит в том, что они рассказывают о технологии, а важно “продать” проект, рассказав, что он даст бизнесу, как поможет сэкономить средства или заработать больше денег, как будет работать бизнес-модель. У них нет компетенций, включая BizDev, маркетинг и PR».

Галина Малыгина, сооснователь Гильдии «Рубежи науки»

PR, маркетинг, оценка рынка

Существует огромное количество проектов с интересными технологиями. Но о них важно уметь рассказать, продвигать на рынке, доводить до поля зрения инвесторов — бизнес-ангелов, корпораций, иногда государственных органов и до, собственно, покупателей. 

Инвесторам в целом нужны PR и маркетинговые компетенции в проектах. Разработчики при этом не понимают их ценность, потому их проекты становятся непривлекательными для инвестиций. 

Таким образом, ещн один важный компонент, который должна содержать среда для предпринимателей, — это компетенции в области PR, маркетинга, финансов и продаж, в области инфраструктуры, которая создается вокруг предпринимателя.

Мифы и реальность

Принять решение о запуске проекта предпринимателю помогут знания о мифах, связанных с бизнесом. Прежде всего нужно знать, что для запуска проекта не всегда нужны особые компетенции, связи, крупный стартовый капитал. 

«В “Моторику” на старте я вложила около 250 000 тыс. рублей, которые накопила на покупку автомобиля. Деньги пошли на закупку комплектующих и другие расходы. Подобную сумму можно было бы найти с помощью традиционных FFF (friends, family, fools) или через банковский кредит». 

Галина Малыгина, сооснователь Гильдии «Рубежи науки»

Такие истории важно подсвечивать для того, чтобы в основу угла люди не ставили наличие миллионов в чемодане под кроватью. 

Материальную, структурную поддержку способны предоставлять компании и государство. И снова важно понимать — «выстрелить» может один проект из десяти, а команды из девяти закрывавшихся стартапов получат бесценный опыт и запустят новый проект, который сможет заработать с большей вероятностью.

Итог 

Ключ к развитию стартапов — в создании правильной среды «снизу». 

«Важно слушать саму молодежь — студентов и начинающих предпринимателей, — понимая, какие инструменты и поддержка им действительно нужны для принятия решения и старта. Эта среда должна давать бесценное «право на ошибку» через конкурсы и акселераторы, где учатся на практике, а не только слушают лекции», — объясняет Малыгина.

Критически важны бизнес-компетенции — маркетинг, PR, финансы, продажи. Без этого даже гениальная технология не станет успешным бизнесом. Разработчик не должен быть специалистом в этих областях: иногда лучше нанять существующих специалистов. 

В числе инструментов поддержки со стороны крупного бизнеса могут быть инвестиции, а со стороны государства — инфраструктура, включая площади для размещения компании. 

«Обучение предпринимательству в высших учебных заведениях может возыметь эффект, если проводится при участии реального бизнеса. Возможен формат шоу для максимально «прозрачной» презентации и оценки проектов по программе “Стартап как диплом”. Мы в Гильдии “Рубежи науки”планируем изучить эту программу и включиться в ее реализацию».

Галина Малыгина, сооснователь Гильдии «Рубежи науки»

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях