Финансовая отчетность, агрессивный маркетинг, долги… и счет из казино на 10 млрд юаней. Обычно среди причин краха бизнеса первые три пункта предсказуемы, а последний становится фатальным сюрпризом. Именно так пал Gionee, пятый по величине производитель смартфонов в Китае, чья взлетная траектория была оборвана у игорных столов. В статье рассмотрим историю компании, ее успехи и причины краха.

Когда все шло по плану
Если бы вам в 2016 году показали список самых перспективных китайских брендов, Gionee занял бы в нем почетное место. Основанная в 2002 году, компания демонстрировала все признаки устойчивого успеха:
- растущая доля рынка;
- технологические прорывы в виде рекордно тонких корпусов и мощнейших аккумуляторов;
- успешная экспансия в Индию.
Gionee — китайский производитель мобильных устройств. Компания была основана в сентябре 2002 года в Шэньчжэне (провинция Гуандун, Китай) Лю Лиронгом (Liu Lirong).
Ее специализацией стали мобильные телефоны (прежде всего смартфоны), ориентированные на широкую аудиторию, например «селфи»-смартфоны с хорошей камерой. Со временем Gionee также выпускала аксессуары и умные часы, но основой бизнеса оставались телефоны.
В начале 2000-х годов Gionee стремительно развивалась, благодаря острой конкуренции на китайском рынке. К 2012 году ее доля на этом рынке достигла 4,7%.

К 2016 году компания установила рекорд, выпустив 40 млн смартфонов и заняв пятое место среди китайских производителей, по информации Caixin Global. Доля Gionee на рынке выросла до 6%, а общий объем продаж превысил этот показатель.
Среди ключевых моделей были флагманские серии, такие как Marathon M5 с батареей на 6020 мАч, анонсированная в июне 2015 года, и Elife E8 с 23,7-мегапиксельной камерой. Компания также славилась ультратонкими смартфонами, например, Elife S5.1 (2014), толщина которого составляла всего 5,15 мм — рекорд, признанный Книгой рекордов Гиннесса.

Gionee активно расширяла свое международное присутствие, выходя на рынки Юго-Восточной Азии, Африки и особенно Индии. В Индии у компании было более 42 000 торговых точек и 600 сервисных центров, по данным Entrepreneur.
Устройства Gionee продавались и в России, но под другими марками — Fly, Prestigio и Highscreen. Аналогичные партнерские отношения у Gionee были с такими брендами, как Blu (США), Himax (Индонезия), Condor (Алжир), Evertek (Тунис), Allview (Румыния), QMobile (Пакистан) и General Mobille (Турция).

В 2015 году в стране заработал завод по сборке смартфонов Gionee в партнерстве с Foxconn. К тому же году в Индии было продано более 7 млн устройств под брендом Gionee, по данным Economic Times.
Как миллиарды юаней ушли по ставке
С 2016–2017 годов компания Gionee столкнулась с финансовыми трудностями. Конкуренция со стороны Xiaomi, Huawei, Oppo и Vivo снизила ее долю на рынке. Массивные маркетинговые расходы приводили к убыткам.
По оценкам менеджмента, с 2013 по 2015 год Gionee теряла не менее 100 млн юаней в месяц, а в 2016–2017 годах — около 200 млн. Долги росли: к концу 2017 года компания задолжала более 20 млрд юаней.
Ситуация ухудшилась из-за скандала с азартными играми. По данным СМИ, основатель компании Лю Лиронг (Liu Lirong) использовал средства Gionee для ставок в казино на острове Сайпан. По одной из версий, он проиграл более 10 млрд юаней (~$1,44 млрд).

Лиронг признал факт игры и потерю «миллионов долларов» корпоративных денег, но отрицал суммы в несколько миллиардов. В интервью Лю заявил, что проиграл «около 1 млрд», не уточнив валюту.
Растущие долги и скандал подорвали доверие кредиторов. Аналитики отмечали, что азартные игры Лю усугубили тяжелую ситуацию, хотя и не были единственной причиной кризиса.
В конце 2018 года Gionee не смогла обслуживать обязательства. Долг превысил 3 млрд долларов, многие поставщики прекратили отгрузки. Компания потеряла около половины персонала. В ноябре 2018 года Лю Лиронг подал заявление о банкротстве Gionee. 20 декабря 2018 года Шэньчжэньский суд принял дело к ликвидации.
Крах материнской компании в Китае привел к распродаже активов. В частности, индийское подразделение Gionee было продано. В июне 2018 года Gionee достигла соглашения о продаже 74% своего индийского бизнеса компании Karbonn Mobiles (Индия) за сумму около 30–36 миллионов долларов (примерно 200–250 миллионов рупий).
Karbonn Mobiles получил долгосрочную лицензию на использование бренда Gionee на территории Индии. Оставшиеся 26% индийского подразделения остались под контролем местного менеджмента во главе с Арвиндом Вохрой. Таким образом, бренд Gionee в Индии перешел под управление Karbonn и местных владельцев.
С китайскими активами Gionee поступила иначе. Многие из них были переданы кредиторам в процессе ликвидации, а бренд в Китае фактически прекратил свое существование.
Официальный сайт Gionee на китайском языке был закрыт, что аналитики расценили как прекращение деятельности компании в КНР.
Неопределенная судьба
После банкротства Gionee ее присутствие на международном рынке практически прекратилось. Единственным активным направлением бренда осталась Индия.
Под руководством Karbonn в 2019–2020 годах бренд стал суббрендом Gionee Mobile. Karbonn объявил о переименовании и продолжил выпускать телефоны под маркой Gionee.
В марте 2021 года Karbonn представил новый Gionee Max Pro — бюджетный смартфон с мощной батареей (6000 мА·ч). Еще одной моделью стал Gionee F205 Pro, выпущенный в феврале 2019 года. Эти телефоны доступны только в Индии.

В других странах Gionee фактически исчезла. Компания не выпускает новых моделей в Китае и не вернулась на американский и европейский рынки. Судьба бренда после 2020 года остается неопределенной.
Основатель Лю Лиронг в 2018–2019 годах заявлял, что «через 3–5 лет компания сможет вернуться», но пока этого не произошло. Сегодня Gionee ассоциируется только с индийским бизнесом под управлением Karbonn и устаревшими моделями смартфонов.
Финал: ставка не сыграла
История Gionee — пример того, как блестящая бизнес-модель может утонуть в стакане человеческих слабостей. Компания, сумевшая пробиться в первую пятерку китайских производителей смартфонов и обойти гигантов на ключевых рынках, пала не от технологических просчетов, а от банальной потери самообладания.
Миллиардные долги, сорванные обязательства и вишенка на торте — десятки миллиардов юаней, проигранные основателем за рулеткой. В индустрии, где все решают проценты и доли, Gionee проиграла в самой рискованной игре.
