(Почти) робокар: приключения автопилота Tesla Motors

Осенью 2013-го года Элон Маск наделал шуму, пообещав построить самоуправляемый автомобиль за три года. Это было очень смело, учитывая, что конкуренты планируют то же самое лишь к третьему десятилетию века, а у Маска на руках не было ничего, кроме, собственно, четырёхколёсной повозки, пусть и на электрическом ходу. Но прошло всего два года — и Tesla Motors пустила свои робо-наработки в серию.

Нет, робокара в полном понимании у них пока нет. Но последнее обновление «прошивки» бортовых компьютеров Model S и Model X, рассылаемое пользователям с 14 октября, содержит функцию Autopilot — реализующую значительную автоматизацию процесса управления автомобилем. И вот уже неделю как её обкатывают на реальных дорогах простые люди.

Если вы ещё не оценили масштаб случившегося, подумайте вот о чём. До сих пор, при всех успех робокаростроения (Google и прочие), ни один робокар не выезжал на настоящую дорогу с простым человеком на борту. Всё то, что мы видели и о чём слышали от пионеров-автостроителей, были всего лишь эксперименты разных сортов — проводимые всегда под контролем специалистов. Никто не пускал человека с улицы в робокар и не давал ему «зелёный свет». И барьером здесь не столько технические трудности (те же гуглокары, как известно, наездили уже миллионы безаварийных километров), сколько инертность общества и закона. Говоря попросту, общество пока не готово выпустить самоуправляемый автомобиль из лабораторий — ведь нет никакой гарантии, что он не переедет кого-нибудь, не столкнётся с чем-нибудь. Мы пока не доверяем роботам настолько! Но тут и вступает в игру Tesla Motors и Маск. Они — первые, кто рискнул и сумел выпустить на обыкновенную дорогу настоящий (почти) робокар, усадив за руль водителя без специальной подготовки.

Но как, чёрт побери, им это удалось и как они на это решились? Всё станет понятно, если вспомнить оригинальную задумку. Маск не верил и не верит в возможность постройки автоматического автомобиля — то есть, такого, который бы сто процентов времени управлялся самостоятельно. Он считает, что на дороге всегда останется нечто такое, что будет роботу не по зубам, нечто, чему робота не учили и научить невозможно, сколько бы долларов ни потратили на него разработчики. Поэтому Маск собирался строить автоматизированное авто — избавляющее человека от необходимости рулить 90% пути, но оставшиеся десять вверяющее себя человеку. Эти десять процентов, вероятней всего, составят дворы, переулки и прочие подобные места, где отсутствует разметка, где ведётся случайный ремонт, где пешеходы непредсказуемы. И вот — первый результат.

За рулём автопилот — и скорость уже больше допустимой. Несколько минут спустя водитель будет оштрафован.
За рулём автопилот — и скорость уже больше допустимой. Несколько минут спустя водитель будет оштрафован.

За неполные две недели, прошедшие со дня релиза, его успели не просто обкатать тысячи человек, на нём успели даже поставить несколько рекордов. Троица американских фанатиков автоспорта, усевшись в Model S с новой версией прошивки, преодолела почти пять тысяч километров, от Калифорнии до Нью-Йорка, менее чем за 58 часов. Это рекорд и по дальности, и по скорости езды на электромобиле, но самое ценное в нём не дальность и не скорость: самое ценное то, что автомобиль двигался на автопилоте 96% времени. Поразительное совпадение с двухгодичной давности словами Маска, правда?

Впрочем, совпадения, случайности — всё это не про Маска. Пример с робокаром показывает, что везением он обязан параноидальной предусмотрительности. Вот уже год как выпускаемые Tesla Motors автомобили оснащаются всем необходимым «железом» для автопилотирования: ультразвуковые сенсоры, локатор (вместо лидара у конкурентов) и камера, особые тормоза, мощный компьютер. Таким образом для придания самоуправляемой функциональности, достаточно обновить прошивку, что делается даже без заезда в сервис. Ну, а тот факт, что речь только об автоматизации, а не об автоматической езде, открывает машинам Tesla все дороги. А нам — в смысле, простым пользователям — даёт возможность, наконец-то, оценить, плюсы и минусы робокара в реальных условиях.

Конечно, автопилот Tesla Motors — ещё не робокар. Автоматизированный автомобиль в понимании Элона Маска — значит, способный на многое, но не избавляющий человека от необходимости следить за дорогой. Так что тесловский автопилот может самостоятельно вести машину по автомагистралям и простым дорогам, следить за трафиком вокруг и соответственно менять скорость, перестраиваться из ряда в ряд по команде человека (сигналу поворота), искать свободное парковочное место и парковаться — но требует, чтобы человек не отрывался от руля дольше чем на несколько секунд. Не автомат? Нет. Но учитывая, что похожие функции в автомобилях других производителей реализованы в меньшем объёме и не связаны друг с другом, с точки зрения среднестатистического водителя, автопилот в Model S и Model X максимально близко подводит автомобиль к категории робокаров. И, конечно, грех его не испытать!

И опять автопилот (кадр из ролика номер три). Уже двойная сплошная, а через сотню метров будет ещё и встречный трафик.
И опять автопилот (кадр из ролика номер три). Уже двойная сплошная, а через сотню метров будет ещё и встречный трафик.

И вот тут в полный рост встаёт проблема, о которой раньше мы только догадывались. Пользователи воспринимают такой автомобиль как новую цифровую игрушку, вроде смартфона. Они не понимают или не хотят понимать смертельной опасности ошибок — по крайней мере до тех пор, пока лично не попадают в опасную ситуацию. Но и можно ли требовать иного от среднестатистического водителя? Он ведь не специалист-испытатель, задача которого — осторожное тестирование техники в заданных условиях. Простой водитель сразу ставит робокар в реальную ситуацию!

И вот одного уже штрафуют за превышение — потому что робокар не понял, что он на участке, где скорость ограничена, а водитель не удосужился последовать рекомендации производителя и ограничить её. Вот другой чуть не вылетает за пределы дорожного полотна, потому что опять же позволил автопилоту рулить на скорости больше допустимой, а дорога вдруг сделала крутой поворот с сужением. Третий вовсе чуть не убился — едва успев скорректировать ошибку автопилота, ринувшегося на «встречку» после небольшой горки. И это явно только начало: поток любительских видео, запечатлевших процесс «натурных испытаний» автопилота Tesla Motors, конечно, продолжится.

Ребята, пересёкшие континент на Model S, подтверждают, что за автопилотом требуется присматривать: он ведёт себя не как человек (в частности, на виражах) и это сказывается на больших скоростях. Конечно, явные ошибки исправят: Tesla Motors учитывает дорожный опыт и уже выпустила первый патч. Но кто исправит человеческий фактор? И можно ли вообще исправить эту неизбывную тягу испытать технику на грани возможного?

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях