Онлайн-гэмблинг 2013: рождение новой легенды

В Соединённых Штатах казино превратилось из экзотического порока вырождающейся аристократии в народное развлечение, очищенное умелой идеологической обработкой от всех негативных атрибутов патологической игромании. Честные американские труженики семьями направлялись на выходные в Лас-Вегас: пожить в роскошных пятизвёздочных отелях в номерах по $20 в сутки, наесться до отвала, послушать живой концерт какой-нибудь Лайзы Минелли или Фрэнка Синатры, а в оставшееся время попытаться поймать жар-птицу счастья за хвост, сорвав многомиллионный джек-пот на одном из одноруких бандитов, расположенных прямо в холле родной гостиницы.

Казиношную фабрику звёзд возвели посреди пустыни в тридцатые годы еврейские бандиты — из тех, кто пропустил делёж первой кормушки, сооружённой единоверцами четвертью века ранее в Голливуде. Общность национальной мифологии и иллюзий легко прослеживается в эстетике, которая реализована в развлекательно-игровых центрах Лас-Вегаса: сходство с Диснейлендом умопомрачительное.

Во время своего первого путешествия в Неваду в 1995 году я остановился в гостинице MGM Grand, и первое, что бросилось в глаза, — это «почти живые» фигуры Железного Дровосека, девочки Элли, Страшилы и Трусливого Льва, беспечно прогуливавшиеся по фойе. Через несколько часов я убедился, что встреча с Голливудом в MGM Grand оказалась не случайной: город был буквально переполнен кинематографическими симулякрами: пираты, берущие испанскую галеру на абордаж прямо на улицах Лас-Вегаса, гигантские отели в форме средневековых волшебных замков, из которых вот-вот выскочит то ли Золушка, то ли Спящая Красавица, то ли само Чудовище, Бэмби, Белоснежки, гномы, Летающие Слоны, Годзиллы, Кинг-Конги — вся эта кинематографическая параферналия опрокидывалась на головы туристов со всех сторон.

Кинематографический пафос игорной столицы Америки объяснялся не только тем, что вкусы Багси Зигеля и Меира Ланского формировались в таком же хедере, что воспитал Карла Леммле, Адольфа Цукера, Уильяма Фрида, Луиса Мейера и братьев Уорнеров. Было и ещё кое-что — поважнее: пафос бездушного вышибания денег из наивного лоха слишком грубо конфликтовал с Великой Американской Мечтой, поэтому и было принято решение камуфлировать лохотрон под entertainment park, которые естественном образом наполнили завсегдатаями «фабрики грёз». Кроме того, кинематографический рай идеально вписывался в концепцию Лас-Вегаса как города для семейного отдыха, а не гнездовища маниакальных игроманов.

Историю любви Америки к игровому бизнесу я подробно описал для «Бизнес-журнала» в «Сухом законе в эпоху виртуальной страсти». В той же статье мы рассмотрели события, разрушившие идиллию, а именно — рождение виртуального онлайн-гэмблинга и успешную борьбу американского государства с этой смертельной опасностью. Эта статья была написана в 2006 году, после чего к теме казино я возвращался, если не изменяет память, всего лишь один раз: в «Рыцаре дуста» («Бизнес-журнал», 2009) я поведал историю Шелдона Адельсона, одного из «баронов Лас-Вегаса», который под нажимом обстоятельств был вынужден перенести большую часть бизнеса в Макао, бывшую португальскую колонию, перешедшую под юрисдикцию Китая в 1999 году.

После этого к теме экспансии онлайн-гэмблинга не возвращался, поскольку мне казалось, что пролоббированные Лас-Вегасом законодатели сделали все, чтобы исключить интернет-казино из жизни рядового американца и тем самым отвести угрозу от игровой индустрии в риаллайфе: была принята целая серия законов, запрещавших не только открывать онлайн-казино на территории США, но и участвовать в их работе американским гражданам. Правительство США также очень эффективно продавливало свои интересы через Всемирную торговую организацию, замордовав судебными исками карибские республики, посмевшие приютить изгнанные из американского интернета онлайн-казино.

Короче говоря, я был уверен, что дело в шляпе и в обозримом будущем у онлайн-гэмблинга нет шансов на возрождение в Соединённых Штатах и их виртуальном пространстве. Убеждение моё испарилось на днях после того, как я прочитал о совершенно невероятном развитии событий: некая контора по имени Ultimate Gambling приступила 21 ноября к тестированию в штате Нью-Джерси портала Ultimate Casino.

Не нужно иметь семи пядей во лбу, чтобы по одному скриншоту догадаться: перед нами — самый банальный и примитивный онлайн-лохотрон, к тому же выдержанный в эстетике аккурат десятилетней давности. Той самой, которая, казалось, навсегда искоренена из американских реалий. И тут — на тебе: второе пришествие!

Что же изменилось в законодательстве? Куда подевались законы вроде «Портового», уничтожившие американский онлайн-гэмблинг в зародыше? Сейчас расскажу.

Портал Ultimate Casino принадлежит Ultimate Gaming — компании, которая давно работает в игровом бизнесе Лас-Вегаса (том самом — риаллайфном, который и пролоббировал в конгрессе уничтожение онлайн-казино!) и среди прочего является партнёром по гостинично-игровому комплексу Trump Taj Mahal. То есть вы понимаете, что изменилось: после того как законодательными мерами из американского интернета выдавили все самопальные игорные компании, образовался вакуум, который сегодня полным ходом заполняют… гэмблеры из риаллайфа!

Сразу после тестирования площадки Ultimate Casino о намерении открыть собственные порталы заявили The Tropicana, The Golden Nugget, Borgata и Caesars! Такое впечатление, что движешься вдоль The Strip (центральная улица Лас-Вегаса) и читаешь названия казино и гостиничных комплексов!

Очевидно, что старому казиношному лобби удалось тихой сапой повернуть дышло в обратную сторону. Любопытно посмотреть, какая логика противопоставляется суровой отповеди, на волне которой принимался запретительный «Портовый закон»? («Гэмблинг слишком прост и доступен. Он доступен нашим детишкам. Он вызывает наркотическую привязанность. Давно доказано, что гэмблинг насквозь пропитан мошенничеством и коррупцией» — конгрессмен Джон Кил, «отец» борьбы с азартными играми в интернете.)

Логика потрясающая: «За последнее десятилетие миллиарды долларов утекли из нашей экономики в результате грубых и незаконных офшорных казино, в которых наши потребители делали ставки живыми деньгами. Сейчас готовится новое законодательство, которое расширит онлайн-гэмблинг по всем штатам. Сухой закон (Prohibition) оказался неэффективным». Так свёл для несмышлёнышей логические концы с политическими Том Брайтлинг, председатель правления Ultimate Gaming.

То есть, всё ясно? Сначала приняли один закон, который позволил выдавить из американского интернета все иноземные и собственные «несанкционированные» (не приближенные к лас-вегасскому телу) проекты. Затем, когда площадка расчистилась, не спеша и обстоятельно подготовили экспансию «старой гвардии» онлайн, которую по завершении всех работ подкрепили новыми законами, вернувшими онлайн-гэмблингу официальный статус!

Думаете, основным мотивом для реабилитации интернет-казино стала логика потерянных миллиардов долларов, прозвучавшая в реплике Тома Брайтлинга? Ну что вы, обижаете! Это все кулуарные разговоры. Для законодательной деятельности требуются мотивы более выразительные, поэтому использовалась старая и проверенная логика заботы о национальных меньшинствах и ущемлённых народах. Классические казино в риаллайфе законодательно оформлены как предприятия, имеющие то или иное учредительное отношение к индейским резервациям. В «Портовом законе» эту лазейку предусмотрительно сохранили: индейцы могли продолжать эксплуатацию азартных игр в интернете, при условии, что серверы находились на территориях резерваций!

Типично краснокожий гостинично-казиношный комплекс.

Теперь это положение расширили и углубили таким образом, чтобы у классической игровой мафии появилась возможность беспрепятственно открывать онлайн-казино на серверах, размещённых чуть ли не на всей территории Соединённых Штатов. Ради блага индейцев, разумеется. Ну и из патриотических соображений тоже: сколько можно кормить каких-то карибских отморозков, выкачивающих в свои карманы деньги американских налогоплательщиков?!

Если дойдут руки, расскажу обо всех тонкостях этого юридического фокуса-покуса на страницах «Бизнес-журнала».

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях