Конец лета — начало осени ознаменовались прорывом в индустрии робокаров: сразу две компании начали открытую эксплуатацию роботакси в реальных условиях. Про одну вы точно слышали: Uber в Питтсбурге, США. Про другую, возможно, нет: тоже американская nuTonomy, но в Сингапуре. И несмотря на разные страны, и технику, и освещение в СМИ, в этих историях больше общего, чем кажется. Самое главное — они проводят черту: всё, робокары вошли в нашу жизнь!

Впрочем, в первом приближении оба проекта — лишь жалкая пародия на бизнес. Правильней было бы назвать их продолжением испытаний, разве что теперь с участием добровольцев. У nuTonomy меньше пяти машин (крохотные Mitsubishi), катающихся только по одному району Сингапура (суть: вуз-городку), под непрерывным контролем сидящего за рулём техника-водителя. Uber ушла недалеко: у неё дюжина гибридных седанов Ford Fusion, увешанных что ваш танк лазерами, камерами и сенсорами, но за рулём всё тот же всегда готовый вмешаться водитель, а рядом ещё и айтишник, контролирующий процесс «изнутри».

Uber разработала робоначинку сама — купив для этого сотни сотрудников Carnegie Mellon University и несколько стартапов. Суммарно на свой робопроект она истратила уже больше миллиарда долларов (включая картографирование и даже перестройку улиц). Много? Но задачу создания роботакси компания считает одной из самых важных.
Uber разработала робоначинку сама — купив для этого сотни сотрудников Carnegie Mellon University и несколько стартапов. Суммарно на свой робопроект она истратила уже больше миллиарда долларов (включая картографирование и даже перестройку улиц). Много? Но задачу создания роботакси компания считает одной из самых важных.

Правда, эксперимент Uber всё-таки смотрится более выгодно — и вовсе не из-за грамотной ставки на журналистов (которых, кажется, они только и возили в первые дни). В отличие от вечнозелёного стерильного Сингапура, Питтсбург — настоящее проклятие автомобилиста: изрезанный реками и мостами (их тут почти полтысячи), с узкими улочками и сложным рельефом, с жарким летом, когда всё зарастает, и ледяной зимой, когда ездить по холмам становится почти невозможно, это достойная задача. Ну и потом, уже в течение следующих месяцев Uber выпустит на здешние улицы целую сотню роботизированных Volvo XC90, собираемых в сотрудничестве с производителем. Там тоже будут лидар, камеры, сенсоры, но по крайней мере они не бросаются в глаза.

Так вот, повторюсь, для скептиков всё это пока лишь пиар. Да, горожане и вправду могут теперь заказать роботакси, но о каком бизнесе может идти речь, если в машине обязаны сидеть один или два технаря? По всей видимости, Uber и nuTonomy просто пытаются опередить на повороте Google, Apple и других — которые тоже занимаются робокаром, но пока не рискнули «отдать» свои продукты простым людям.

Есть у скептиков и другой аргумент: качество робовождения оставляет желать лучшего. Даже вымеряв город по сантиметру, даже составив статистическую модель уличного движения (как часто, например, на улице X едущие в левом ряду прижимают к обочине правых), ни Uber, ни её оппонент, пока не смогли обеспечить гладкой езды. Робокар, бывает, бьёт по тормозам, излишне бурно реагируя на странные манёвры соседей, не в состоянии самостоятельно поменять ряд в некоторых ситуациях (например, при аварийной остановке транспортного средства перед ним), не понимает стоп-сигналов, оказывается парализован при встрече с необычным (случай из жизни: перебегающая дорогу ростовая кукла-курица) и т.д. Да, всё обещают исправить и многое даже уже в текущем году, но сами понимаете, это как раз тот случай, когда обещаниями сыт не будешь.

Так видит мир робокар.
Так видит мир робокар.

И тем не менее nuTonomy и Uber обеспечили несколько чрезвычайно важных подвижек, недооценивать которые нельзя. И прежде всего практически доказали, что существуют города, в которых власть понимает, что регуляция следует за инновациями, а не наоборот.

Реклама на Компьютерре

Дать робокарам «зелёный свет», да ещё разрешить возить пассажиров — на такое нужна не только смелость, но и понимание: что если сделаем не мы, сделают другие, что правил дорожного движения для автоматических авто пока нет, но и быть не может из-за отсутствия опыта, что страхи в подобных случаях часто преувеличены, а выгоды по незнанию не видны. И поскольку такие города нашлись, можно утверждать, что проблема выпуска робокара на дорогу, казавшаяся одно время неразрешимой (и юридически, и психологически), отчасти уже устранена. Дальше и другим будет легче — в том числе перешагнуть порог удаления человека из-за руля.

Во-вторых, даже этот, более чем скромный, опыт заставил в открытую заговорить о бухгалтерии роботакси. Ведь чем выгоден автомобиль без водителя? Тем, что водителю не нужно платить. Сейчас, например, Uber отдаёт работающим на неё таксистам (грубо) 80 центов с каждого заработанного доллара. Но представьте, что у неё появился свой робопарк. Выручка махом вырастет впятеро — и это ещё не всё. Робокар сможет колесить по улицам полные сутки, всю неделю, круглый год, прерываясь лишь на заправку и техобслуживание. Что в свою очередь не только ещё увеличит выручку, но и главное — на порядок сократит размер автопарка, необходимого для выполнения того же количества поездок в единицу времени.

200916-3

Наконец, в-третьих, стал собираться бесценный багаж впечатлений простых горожан от использования робокара. Да, там всё ещё сидят водитель и инженер, готовые вмешаться в случае необходимости: касание органов управления отрубает автоматику, а на крайний случай предусмотрена даже кнопка «Стоп».

И всё равно это уже робокар — с его необычным поведением (например, чувствуя расстояние лучше человека, он, как оказалось, склонен протискиваться там, куда человек сунуться бы не рискнул, и вообще проезжать непривычно близко к препятствиям), с его монотонной «стариковской» манерой езды (когда только можно, он держится правил, в частности, по скорости). Так насколько это страшно в действительности — довериться роботу? Насколько интересно? Не обнаружатся ли какие-то скрытые особенности, достоинства или недостатки?

До прошлой недели все три пункта были чистой теорией. Теперь, наконец, начал копиться практический опыт. И если обойдётся без эксцессов, Uber и nuTonomy сформируют фундамент того будущего, которое прожектёры рисуют нам уже через 10-15 лет. Что мы откажемся от владения автомобилем, что львиная доля авто будет почти или самоуправляемой, что безопасность дорожного движения вырастет в разы и исчезнет целая профессия, кормившая миллионы человек с незапамятных времён.

Верите?

P.S. 29 сентября штат Калифорния официально разрешил испытания на дорогах общего пользования робокаров без подстраховки человеком.