По какой-то загадочной причине Apple очень везёт на скандалы. Не проходит, кажется, года, чтобы её имя не засветилось в очередной склоке, выросшей вокруг дефекта или тайного свойства её продуктов. Списывать всё на происки конкурентов/недоброжелателей, конечно, удобно, но по большому счёту это ничего не объясняет. Та же Samsung продаёт едва ли меньше и баги в её телефонах тоже находятся, однако сравнимой по масштабу шумихи это не вызывает. Так что скорее здесь что-то с совестью, как говорил незабвенный доктор Гибарян. Лично у меня думать иначе уже не получается: только за последние пять лет я видел и антеннагейт, и гнущийся корпус, и сырые карты, и бракованный аккумулятор — и с регулярностью часового механизма вокруг Apple и её смартфона сейчас гремит новый скандал. Скандал имени Ошибки 53.

Случился он, как и все прочие, совершенно на ровном месте. Толчком послужил даже не выпуск новой модели, а апдейт операционной системы. Некоторые пользователи iPhone 6, получив стандартное сообщение iOS о наличии обновления, соглашались обновление установить и… получали «кирпич», попытка достучаться до которого с компьютера давала лишь ничего не объясняющий текст: Error 53. Случаев таких уже сотни, возможно тысячи (по понятным причинам статистики нет), а пик «эпидемии» пришёлся аккурат на начало февраля.

Ремонтировали iPhone не в Apple? Трижды подумайте, прежде чем обновлять операционную систему! Можете остаться без телефона совсем.
Ремонтировали iPhone не в Apple? Трижды подумайте, прежде чем обновлять операционную систему! Можете остаться без телефона совсем.

Поскольку Apple до последнего времени отмалчивалась, а в её официальном каталоге ошибки с номером 53 не было, жертвы и сочувствующие как смогли написали «историю болезни» самостоятельно — и пришли к выводу, что всему виной дефект в iOS, проявляющийся после того, как смартфон подвергся ремонту (меняли экран и/или пальцевый сенсор Touch ID). Но зафиксированы и случаи, когда ошибка проявлялась на устройствах, в ремонтной мастерской не бывавших: повреждённых при падении, но ещё работоспособных, либо вообще не повреждённых внешне.

В любом случае речь о том, что нормально работающий iPhone шестой серии — отремонтированный или нет, но работающий нормально! — после обновления операционной системы превращается в бесполезную железку. После чего его можно выбрасывать, потому что способа вернуть работоспособность не найдено. Данные теряются безвозвратно (надо полагать, за исключением тех, что копировались в «облако»), сам же телефон — только под замену. Сотрудники магазинов Apple долгое время шарахались от ошибки 53 как «от чумы» (это цитата из воспоминаний одного из пострадавших; первые случаи датированы ещё весной 2015-го), давая очень невнятное объяснение: мол, «что-то там внутри сильно повреждено». Если такой телефон находился на гарантии и не ремонтировался, его заменяли новым. Если же были следы ремонта, обладателю указывали на дверь: гарантия аннулирована, поделать ничего не можем! И только на прошлой неделе Apple наконец дала официальный комментарий. Чем подлила масла в огонь.

Сенсор Touch ID

Так вот, согласно Apple, проблема в том, что сенсор Touch ID, упрятанный в круглую кнопку ниже экрана, каким-то хитрым и уникальным для каждого экземпляра iPhone и iPad образом спарен с чипом, хранящим секретные данные (отпечаток пальца, пароли и пр.). Чтобы гарантировать, что данные по-прежнему в безопасности, iOS после обновления выполняет проверку, действительно ли на телефоне установлен тот самый пальцевый сенсор, который поставили на заводе. Если проверка провалена, можно предположить, что сенсор был заменён и защита скомпрометирована. Вот почему в случае обнаружения подмены сенсора, «в интересах самого пользователя» (цитата!) дальнейшая работа с любыми функциями, связанными с Touch ID, делается невозможной.

Собственно, так оно какое-то время и было, и пользователи относились к этому с пониманием. Но всё чаще вместо частичного отключения функций, iOS, обнаружив несанкционированную замену, стала блокировать вообще весь телефон. Что говорят по этому поводу в Apple? Только то, что если появилась ошибка 53, пользователь должен обратиться в Apple Support. Где ему указывают на дверь, ибо гарантия аннулирована из-за вмешательства посторонних лиц. Вот тут-то и разразился скандал. Пока предполагалось, что Error 53 — лишь случайная ошибка, глюк, была и надежда на его исправление. Но теперь выходит, что Apple умышленно уничтожает работоспособные телефоны! Что это, если не вредительство?

Реклама на Компьютерре

Тут ещё стоит принять во внимание причины, по которым люди чинятся у неофициалов. Чаще всего причина, конечно, денежная. Замена пальцевого сенсора в Apple обходится чуть ли не в половину стоимости нового телефона (по крайней мере в Европе), тогда как мелкие неофициальные мастерские берут за ту же операцию, грубо, вдесятеро меньше. К тому же магазины Apple есть не везде. В странах третьего мира, например, это реальная проблема для туристов, журналистов, бизнесменов: разбил телефон, так что ж теперь, не жить же без него?! И потом, насколько можно понять, никаких «поддельных», «небезопасных» сенсоров для техники Apple пока не существует. В неофициальных мастерских ставят сенсоры, снятые со сломанных устройств, то есть от Apple же. Беда лишь в том, что механизм «спаривания» конкретного телефона с конкретным сенсором Apple держит в тайне. Но кто дал ей право гадить своим покупателям?

Error 53

Впрочем, будем честными: мнения разделились. Две трети участников обсуждения обозлены и смысл выработанного ими консенсуса сводится к тому, что против Apple пора подать коллективный иск, потребовав компенсации за попрание прав потребителя и наказания за монополистские замашки (судя по новостям последних суток, в Штатах и Великобритании несколько юридических фирм уже занимаются подготовкой исков). В конце концов это даже логично — ждать от такой компании вежливого подхода: ну, сменили сенсор — так предупредите пользователя, что телефон более нельзя считать безопасным. А то ведь получается, что за ремонт шины на автомобиле, выпущенном Apple, в случайной шиномонтажке, автомобиль не просто снимают с гарантии, а уничтожают!

Однако оставшаяся треть участников дискуссии заняла сторону компании. По их мнению, та же аналогия с авто демонстрирует скрытую опасность слишком мягкой реакции. Представьте, что неквалифицированный монтажник заменит блок управления двигателем и это приведёт к аварии. Естественно, публика обвинит Apple! Скомпрометированная система защиты в смартфоне к гибели людей не приведёт, но вот стать причиной опустошения кошелька уже вполне в состоянии.

Самое ужасное, что ситуация в тупике и выход не просматривается. Владельцев «убитых» iPhone можно понять: их лишили работоспособных устройств и теперь предлагают купить новые. Можно понять и Apple: она перестраховывается, её пугает перспектива потери «Айфоном» имиджа защищённого безопасного устройства, который с таким трудом удалось отнять у BlackBerry. Но что дальше? Владельцам мобильных устройств с логотипом яблочка теперь стоит трижды подумать, прежде чем нести свой телефон или планшетку к неофициалам. И покупать iOS-устройство с рук тоже более не рекомендуется. Но даже если Apple пойдёт на уступки и заменит блокировку предупреждением, обладатели её техники будут поражены в правах по сравнению, например, с обладателями аналогичных по функциональности Android-продуктов.

Возвращаясь к вопросу, кто виноват: очевидно, что винить конкурентов бесполезно и бессмысленно. Как и во всех предыдущих случаях, Apple навредила себе сама. Насильно, без предупреждения, без объяснений, уничтожать работающие (и весьма дорогие!) устройства — ну как это называется? Ведь не в XIX веке живём.

P.S. В статье использованы иллюстрации Mike Wehner, Javier Borquez, Patrick Hoesly.