Решения из области «больших данных» остаются одной из ключевых тем ИТ-индустрии, хотя чёткого понимания их роли в деловых кругах ещё нет. Практический эффект от новых технологий анализа все участники рынка представляют по-разному. Как показывают результаты собственного исследования ЕМС, проведённые в восемнадцати странах мира, Big Data полностью изменят мир уже через девять лет. России в этом процессе отводится весьма значимая роль.

В ходе исследования, проведённого Institute for the Future и Vanson Bourne по заказу EMC, были опрошены 3600 менеджеров высшего звена в компаниях из восемнадцати стран, включая Россию. Почти все респонденты (96%) полагают, что технологии Big Data уже навсегда изменили правила ведения бизнеса. 93% опрошенных топ-менеджеров согласны, что анализ «больших данных» изменил ожидания клиентов в отношении скорости предлагаемых сервисов, уровня их защищённости и персонализации.

Результаты опроса топ-менеджеров из 18 стран (инфографика: EMC).
Результаты опроса топ-менеджеров из 18 стран (инфографика: EMC).

Наибольшие изменения по мнению респондентов трансформация информационной среды уже оказала на страховой бизнес (так считают 77% опрошенных), здравоохранение (70%) и финансовый сектор (69%). Менее выражены изменения в тяжёлой промышленности (67%) и нефтегазовой отрасли (58%).

При этом только 12% опрошенных считают, что могут предвидеть новые рыночные возможности, 9% респондентов оперативно внедряют инновации, 14% демонстрируют прозрачность бизнеса, 11% предоставляют персонализированные решения и только 12% работают в режиме реального времени.

Связано это с тем, что до сих пор у большинства руководителей сохраняется смутное представление о том, какие конкретные решения существуют в сфере «больших данных» и как именно они способны помочь развитию их бизнеса. На фоне общей статистики успешное внедрение технологий Big Data всё ещё редкость. Такие исключения порождают яркие примеры трансформации бизнеса и быстрого перехода компании на новый уровень. На них ссылаются как на успешный опыт внедрения ключевых бизнес-технологий, которые полностью изменят экономику и привычный образ жизни.

"Большие данные" изменили ожидания клиентов (инфографика: EMC).
“Большие данные” изменили ожидания клиентов (инфографика: EMC).

“Потребители требуют большего от организаций, с которыми они взаимодействуют”. – считает генеральный директор EMC Information Infrastructure Дэвид Гульден (David Goulden).

Главными технологическими трендами, напрямую влияющими на выбор клиентов и их покупательскую активность, руководители указывают «большие данные» (43%), автоматизацию (37%) и информационную безопасность (36%). Для качественного изменения бизнеса аналитики выделяют пять ключевых изменений стратегии:

1. Работать на упреждение: предиктивные методы анализа позволяют предвидеть динамику спроса и новые возможности на рынке;
2. Реорганизовать бизнес в сторону прозрачности и повышения ответственности: «большие данные» позволяют собирать информацию одновременно от миллионов датчиков и камер, отслеживая все технологические процессы и передвижение товаров в режиме реального времени.
3. Оперативно внедрять инновации: платформы для хранения и анализа данных совершенствуются каждый день. Вокруг одного только фреймворка Apache Hadoop за три года сформировалась целая экосистема, расширяющаяся в сторону интеграции с другими продуктами и полностью меняющая представление о возможностях ИТ-инфраструктуры.
4. Персонализировать общения пользователя с компанией: современная система должна узнавать клиента, автоматически загружать его историю и даже сканировать интернет в поисках его записей, чтобы сделать лучшее персональное предложение.
5. Работать в режиме 24 на 7: современные люди имеют совершенно другие привычки, чем жившие десять лет назад. Они могут захотеть купить что-то в три часа ночи или получить актуальные данные пока спускаются в лифте. Долг современных компаний – предоставить им такую возможность, пока этого не сделали конкуренты.

Ключевые инновации в бизнесе (инфографика: EMC).
Ключевые инновации в бизнесе (инфографика: EMC).

Неожиданным результатом исследования стал тот факт, что среди топ-менеджеров восемнадцати стран только представители российских и китайских компаний сегодня ощущают наибольшее влияние указанных технологических трендов. Понимание поведения пользователей и возможности предсказать его стоят для них на первом месте.

По способности к быстрому внедрению инноваций Россия оказалась на первом месте в регионе ЕМЕА (Европа, Россия, Ближний Восток и Африка). Вместе с тем, только 23% российских руководителей считают свою стратегию развития достаточно прогрессивной. Главными сдерживающими факторами, препятствующие эффективному использованию современных технологий обработки данных, указываются возрастающие риски безопасности, нехватка квалифицированных кадров и недостаток финансирования ИТ-отделов.

Согласно результатам исследования EMC, к 2024 году нас ожидают крупные изменения во всех ключевых отраслях: экономике, информационных технологиях, и даже самом характере потребления услуг через растущую инфосреду. Аналитики говорят о феномене Information Generation – формировании общества, полностью управляемом информационными потоками.

Ценность в ближайшем будущем будут представлять не столько сами продукты и услуги, сколько порождаемая ими информация. Связано это в первую очередь с бурным развитием интернета вещей – всё больше устройств подключаются к глобальной сети для удалённого взаимодействия с людьми и между собой.