В далёком 2002 году в бумажной «Компьютерре» вышла «Голубятня», озаглавленная «Мулаты и самбо россиянского шаревара», в которой я заклеймил позором один из системообразующих магазинов цивилизованной торговли программным обеспечением Softkey.ru. Статья получилась очень злой и в определённом смысле скандальной, потому что Феликс Мучник (владелец «Софткея»), во-первых, замечательный человек, во-вторых, писал в те годы колонку в «Компьютерре». Выходило, что я «наехал» как бы на товарища по оружию (перу), а это не годится ни при каком раскладе.

Впрочем, я был тогда относительно молодой и глупый, ибо верил в несусветную чушь максимы «Amicus Plato, sed magis amica veritas». Сегодня «Мулатов» я бы не написал. Как бы там ни было, но реакция на статью (вернее, общественный резонанс) вышла совершенно не такой, как мне надеялось. Все (в том числе и Феликс Мучник, ответивший на мои обвинения на страницах «Компьютерры») ухватились за формальный аспект моего обвинения и принялись его с негодованием развенчивать.

Формальный этот аспект заключался в 50-процентном поборе, которому Softkey подвергал всех программистов, решившихся на продажу своих программ в российском онлайн-магазине. Мне эта сумма показалась абсолютно непристойной, и я усмотрел в ней не менее непристойную жадность продавца. Феликс Мучник легко парировал обвинение: «По российскому законодательству компания-регистратор обязана самостоятельно выплачивать налоги за авторов».

Получается, что Softkey был вынужден «грузить» несопоставимо больше, чем в закордонных онлайн-магазинах софта. Я аргумент, разумеется, принял и искренне извинился в следующей «Голубятне» за несправедливое обвинение в жадности («Покаянно-блаженная»).

Тема, однако, осталась открытой по существу, потому что 50-процентный побор на самом деле являлся именно что формальным аспектом моего обвинения. Больше всего меня возмутил не размер комиссионных, а положения Соглашения, которое все продавцы были обязаны подписывать с Softkey.ru. В этом Соглашении были пункты, которые иначе как проявлением рабовладельческих замашек объяснить нельзя. Напомню их читателям, поскольку формулировки очень актуальны для темы нашего сегодняшнего разговора.

“Правопреемник (то есть Softkey) уполномочен:
— воспроизводить произведение (право на воспроизведение);
— распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);
— импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);
— публично показывать произведение (право на публичный показ);
— публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);
— сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путём передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);
— сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);
— переводить произведение (право на перевод);
— переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку)”.

Как понимает читатель, тексту этого Соглашения уже 12 лет. Воды, безусловно, много утекло; наверняка поменялось безумное российское законодательство (делегирующее продавцу обязанность выплачивать налоги за авторов), поменялся текст Соглашения с автором у Softkey, да и вообще речь пойдёт сегодня не о Softkey, потому как у меня возникли основания полагать, что дело тут вовсе не в компании Феликса Мучника, которая ничуть не хуже и не лучше всех остальных, а в каком-то глубинном изъяне мировоззрения, прописанном не иначе как в нашем генофонде.

Начну с обстоятельств, которые подтолкнули меня к новой трактовке рабовладельческих амбиций у российских предпринимателей (в целом, и у торговцев — в частности).

Итак, 2014 год, российский сервис онлайн-рассылок Subscribe.ru. Его услугами я пользовался ни много ни мало 14 лет! Первая рассылка vCollege (моей Школы биржевого трейдинга) увидела свет 12 мая 2000 года. Во как. Подписчиков у рассылки не так уж много — около 6 тысяч человек, причём эта цифра не меняется последние лет 8. Ничего для раскрутки рассылки никогда не делалось, поэтому можно сделать вывод, что площадка сама по себе никакой особой пользы не приносит.

На понимание бесполезности Subscribe.ru ушло много лет. Наверное потому, что площадка хлеба не просила и в рассылку в полуавтоматическом режиме отправлялись все мои статьи, связанные с биржей, финансами и трейдингом. Как бы там ни было, в середине 2013-го иссяк даже полуавтоматический оптимизм, поэтому рассылка перестала обновляться.

Показательно, что количество подписчиков на рассылку нисколько не уменьшилось, и это лишь подтвердило моё убеждение в полной её бесполезности: если бы подписчики были реальными, а не мёртвыми душами, реакция была бы более выразительная.

Subscribe.ru прекращение регулярных выходов моей рассылки не понравилось, и мне прислали такое письмо:

“Ваша рассылка не выходила более полугода и поэтому была выставлена на аукцион. Если Вы не хотите, чтобы Ваша рассылка находилась на аукционе и впоследствии была передана другому автору, то Вам необходимо в течение месяца возобновить выход рассылки в соответствии с заявленной периодичностью. До возобновления выпусков рассылка будет находиться на аукционе.

В случае, если Вы не возобновите выпуски и не предупредите Службу поддержки о желании не показывать рассылку в Каталоге, — рассылка останется на аукционе.

Напоминаем, что Вы можете самостоятельно выставить рассылку на платный аукцион. Для этого Вам необходимо написать письмо в службу поддержки auction@subscribe.ru с указанием кода рассылки, срока торгов, начальной стоимости рассылки и, при необходимости, экспресс-цены.

Если Вы не хотите, чтобы Ваша рассылка находилась на аукционе, и при этом Вы не готовы возобновить выход рассылки — Вы можете обратиться по адресу auction@subscribe.ru с просьбой не отображать Вашу рассылку в Каталоге до момента возобновления выпусков. Данная услуга осуществляется на коммерческой основе”.

Признаюсь, я остолбенел. Мне, старому дураку, по наивности думалось, что МОЯ рассылка, с МОИМИ авторскими текстами, которую к тому же я веду уже 14 лет, является МОЕЙ собственностью. Все, что делает Subscribe.ru, так это предоставляет площадку для моих публикаций. Разумеется, небескорыстно: баннеры на всех страницах моей рассылки в Subscribe.ru крутятся как бешеные, поэтому рискну предположить, что денюжка на хлебушку с маслушкой ребятам какая-никакая капает.

В своё время я ушёл из «Фейсбука» (продержался вроде всего несколько месяцев), потому что узнал о желании Цукерберга использовать все публикации на моей странице для извлечения прибыли. То есть перепечатывать любой текст, использовать любую фотографию и так далее. При этом Цукербергу хватило мозгов не претендовать на авторство: пользователи «Фейсбука» являются собственниками своих страниц и лишь делегируют порталу право на коммерческое их использование.

Дойти до того, чтобы вот так вот взять и по-сомалийски захватить рассылку, выставить её на аукцион, то есть продать за деньги (!!!), – это нужно обладать какой-то феноменальной степенью наглости либо знать что-то такое, чего я не знаю.

Решил прояснить ситуацию, поэтому обратился в Subscribe.ru за уточнением: «Объясните мне, пожалуйста, смысл нахождения рассылки на аукционе? Спасибо!»

Ребята отписались по-формальному:
“Вашу рассылку может купить другой автор. Подробнее об Аукционе рассылок на Subscribe.ru Вы можете прочитать здесь: http://subscribe.ru/auction/.
Правила http://subscribe.ru/faq/author/rules/
IV. Закрытие рассылки
3. Если рассылка не выходила более девяти месяцев и автор не уведомил Администрацию о своих планах — Администрация может закрыть рассылку, передать права на рассылку другому лицу или выставить рассылку на Аукцион. С процедурой передачи рассылки другому ведущему можно ознакомиться в Правилах передачи прав на рассылки”.

Я, конечно, заметил это безумие про «передачу прав на рассылку», но глазом не моргнул: «Друзья мои, я вас спрашивал не о пунктах Пользовательского соглашения, которое мне знакомо уже как 14 лет, а о практическом смысле выставления рассылки на аукцион. Ну купит кто-то чужую рассылку – и что дальше? Он сам её вести будет или меня попросит продолжить для него? Я просто логику не могу понять ваших правил».

Ну Subscribe.ru и расставил все точки над i:

“Существует несколько вариантов:
1. Продолжить вести по тематике рассылки.
2. Объединить аудиторию со своей рассылкой схожей тематики”.

То есть с работорговлей я не ошибся: вот она, в чистом виде, полюбуйтесь! Вы пишете тексты, ведёте рассылку. Если пользовательское соглашение вы не читали или читали невнимательно (как все и делают), то даже не догадываетесь, что вы совершенно бесплатно работаете на чужого дядю: с момента, когда ваша работа попадает на портал Subscribe.ru, она перестаёт быть вашей и становиться собственностью Subscribe.ru! За просто так, совершенно даром, за красивые глаза. Subscribe.ru крутит баннеры на странице вашей рассылки, получает деньги, а затем выставляет её на продажу: кто там даст больше? Вы, гражданин в кепке? Замечательно! Продано! Забирайте себе площадочку, которую дурилка один там картонный выхаживал 14 лет! Как оказалось — на радость доброму дяде.

Комментировать эту ситуацию я не собираюсь, потому что тут нечего комментировать: перед нами форменное скотство и больше ничего. Ни добавить ни убавить. Меня в этой истории волнует исключительно её типология.

Что общего между Softkey.ru образца 2002 года и Subscribe.ru-2014? Другие времена, другое законодательство, другие города… И владельцы тоже разные. Общее только одно: оба этих бизнеса – российские. Вернее, конечно, советские. Потому что никакого российского бизнеса в природе не существует, а существует лишь больная вивисекция советской ментальности, которой отпилили рога колхозов/совхозов/госпредприятий и нашлёпнули панты свободного, типа, предпринимателя.

Догадка моя заключается в следующем: 80 лет советской власти напрочь отшибли в пяти поколениях всякое (любое!) представление, ощущение и понимание того, что есть предпринимательская деятельность и торговые отношения, отличные от отношений раба (советского гражданина) и рабовладельца (советское государство).

Проблема, однако, в том, что в нормальном, здоровом обществе отношения между продавцом и покупателем, а также между бизнесменом и клиентами основаны исключительно (исключительно!) на одной посылке – РАВЕНСТВЕ ПОЛОЖЕНИЯ! То есть продавец видит в покупателе СЕБЯ САМОГО, точно такого же, ничем не отличающегося, ни в чём не отличающегося. Соответственно, и отношение к покупателю такое же, как к самому себе: уважительное, дружественное, сочувственное, человечное.

Чему могла научить советская власть? Только одному: покупатель — гнида («В очередь, гнида, в очередь!»), скот, находящийся ПО ТУ СТОРОНУ БАРРИКАДЫ (кормушки)! Помните брезгливо-презрительную харю советской продавщицы-хабалки? Чего вам всем, гнидам, от меня только надо?! Чего вы домогаетесь?!

Ну и как иначе могут вести себя — что в 1962-м, что в 1980-м, что в 1999-м, что в 2014 году! — торговцы (предприниматели) по отношению к покупателям (клиентам)? Только так, как и умеют. Так, как впитали в себя с молоком матери: по эту сторону прилавки — хозяева жизни. По ту — рабы и холопы.

Вот по этой самой причине скотское отношение к клиентам (покупателям) в российском бизнесе было, есть и будет нормой (встречаются, разумеется, и исключения, эту норму подчёркивающие) до тех пор, пока не вымрет последний носитель совкового генома.

Норма эта, конечно же, общая: что для ИТ-бизнеса, что для мясокомбината, что для Матушки Трубы-кормилицы. Хотим – вентиль прикрутим, хотим – дадим послабление! А как же иначе, гнида?! Аль забыл, кто ты такой есть, смерд, а кто здесь хозяин?!