Могут ли ИТ помочь семейному счастью, или Чем стоит заняться государству вместо «Электронного правительства»

Я живу не в безвоздушном пространстве и, даже постоянно критикуя нынешнюю российскую власть, тем не менее дружу, приятельствую и просто общаюсь с множеством её, власти, представителей. В том числе и достаточно высокого федерального уровня. И при личном общении мне часто предлагают перейти от критики хоть к какому-то конструктиву.

Ну то есть не абстрактному «конструктиву», который и мне, и им очевиден (закон, выборы, независимый суд и прочее), но невозможен в силу политических причин, а к совсем уж конкретике. Например, отраслевой. Айтишной.

Раз уж нашему профильному министерству не хватает роста, чтобы приподняться над собственной сложившейся системой и перестать тратить деньги внутри системы без выхода полезных функций вовне, то попробую изложить одну из идей…

В силу профессиональной необходимости приходится прочитывать, просматривать и изучать множество материалов ИТ-тематики о новых проектах, интересных стартапах, гигантских государственных проектах. Как-то по умолчанию предполагается, что все они должны приносить пользу. Пользу экономическую, политическую, социальную, да и просто личную, эмоциональную.

И очень-очень часто уже во время чтения возникает естественный вопрос: «Зачем?» Зачем тратить деньги на какой-то развлекательный сервис, если есть куда более насущные проблемы? Зачем создавать дорогущее корпоративное приложение, которое с высокой вероятностью просто никогда не окупит себя, потому что три не менее корпоративные тётеньки обеспечат тот же функционал и дешевле, и качественнее?

Но когда речь идёт о частных или корпоративных инвестициях в подобные продукты, то вопрос в голове не звучит так громогласно, как при прочтении о новых государственных тратах на ИТ. Вот тут меня начинает «корёжить» всерьез. Постараюсь объяснить, почему.

Попробуйте, глядя на ту или иную государственную ИТ-систему, ответить на вопрос: «Это для граждан или для самой системы?» И если вам вдруг покажется, что это таки для граждан, — попытайтесь соотнести затраты на автоматизацию этой услуги с готовностью совершенно конкретного гражданина (да хоть вашей собственной готовностью) заплатить такие же деньги самостоятельно. Любой грубый пересчёт даёт, как правило, отрицательный ответ.

С другой стороны, если взглянуть на те государственные ИТ-проекты, которые уже сделаны или продолжают реализовываться, возмущает полное нежелание тех, кто принимает решения о создании таких систем и их проектировании, хоть как-то учитывать потребность собственных сограждан в том, что им пытаются предложить. Последняя история с многострадальным порталом госуслуг, с этим флагманом государственной информатизации, только подтверждает моё возмущение: из 34 тысяч заявленных на портале услуг даже кнопка «Получить услугу» есть только у 250 услуг (на некоторые из них поступает не более 2–3 заявок в год), а реально востребованными оказались только всего 20 услуг, которые, согласно «новому курсу информатизации», и решено оставить.

Но ещё интереснее посмотреть на эти самые 20 услуг. Заявка на выдачу загранпаспорта, проверка штрафов ГИБДД, проверка состояния пенсионного счёта в Пенсионном фонде РФ, проверка налоговой задолженности, подача налоговой декларации — что объединяет их? Очень просто — некоторая помощь в преодолении тех сложностей в «борьбе с государством», которое само государство и придумывает.

У меня как у гражданина нет никакой потребности проверять свои штрафы, свою налоговую задолженность (как нет потребности и платить налоги: это, согласитесь, противоестественное желание), получать специальные корочки, чтобы поехать туда, куда мне хочется. Все эти барьеры и сложности придумало государство, сделало преодоление этих барьеров невыносимо сложным, а потом всего лишь немного пошло навстречу, облегчая это преодоление.

Мне представляется (и опросы только подтверждают это), что среднестатистическому россиянину глубоко наплевать на большинство тех технологических инициатив, которые предлагает ему государство. И государство, ну просто для разнообразия, могло бы хоть раз в 10 лет либо задумываться, либо, ещё лучше, интересоваться у сограждан, что же им нужно для счастья? Нормального человеческого счастья.

При этом заранее отфильтровывая ту коммерческую шелуху, которое оно же вбивает (либо стимулирует это вбивание) в неокрепшие умы российских потребителей. Шелуху вроде ещё более мощных автомобилей, более симпатичных смартфонов, ювелирных украшений, ярких шмоток, яхт и загородных вилл. К счастью большинства нормальных людей всё это не имеет ни малейшего отношения. Верно писал Пелевин: «И какая разница, что является поводом, если вырабатываемое душами счастье одинаково? Есть норма счастья, положенного человеку в жизни, и что бы ни происходило, этого счастья не отнять». То есть довольно значимую часть россиян счастливыми могут сделать совсем не шмотки с яхтами и не лёгкость получения загранпаспорта с возможностью видеть свои налоги в онлайне, а вполне традиционные категории: любовь, семья, здоровье, ощущение безопасности и справедливости….

Но при чём здесь ИТ? Они же не про любовь, семью и прочую лирику.

Оказывается, ИТ здесь очень даже «при чём». Ещё лет 10 назад ИТ были страшно далеки от этого, а сегодня — способны решать вышеозначенные проблемы в масштабе страны. Например — помочь принципиально сократить число разводов, которое у нас в России зашкаливает за разумные нормы.

Количество разводов на тысячу браков неуклонно росло начиная с середины 60-х годов, стабилизировалось в 80-е и резко скакнуло в 90-е. Прежде всего за счёт уменьшения числа самих браков. В начале 2000-х процент разводов по отношению к бракам зашкалил за совсем уж немыслимые 80% и в последние годы замер на отметке «всего лишь» чуть более 50%. Если вдуматься — жуткая цифра. Каждый второй брак (грубо, конечно) заканчивается разводом.

Ничем не лучше статистика по отношению к детям, родившимся вне брака.

Всё это — статистика, которая совершенно не учитывает того, что творится «внутри» брака, со всеми скандалами, насилием, алкоголизмом и бытовой преступностью. Но это уже скорее следствие того, о чём мне хочется написать.

Если задуматься о причинах происходящего, то можно, конечно, изучать результаты социологических опросов (несходство характеров и разные взгляды — 33,4%; пьянство, алкоголизм или употребление психотропных веществ — 13,5%; измена — 8%; наличие другой семьи — 7%; безответственность по отношению к семье, неготовность к семейной жизни — 6,5%), но если задуматься ещё глубже – то это скорее следствия. Следствия неправильного выбора партнёра для создания семьи.

Как у нас знакомятся молодые люди? Даже те, кто ищет не сексуального партнёра, а спутника жизни. Если коротко — случайно. Встретились на дискотеке, учились вместе в школе или институте, понравились друг другу через общих знакомых. Реже — познакомились через специальные сайты знакомств. Полюбили друг друга (или показалось, что полюбили), поженились. Разве это ненормально? До недавнего времени было нормально. И тысячелетиями, вплоть до последних десятилетий, это работало. Что изменилось?

Есть совершенно очевидные причины, связанные с расширением социума, информационной открытостью, ускорением жизни, изменением экономических реалий, позволяющих женщине самостоятельно существовать в этом мире. Не изменилось только одно: заключение брака по-прежнему является фактически жребием: влюблённые редко думают о бытовых мелочах, о сходстве характеров и остальных важных в реальной жизни вещах. И сталкиваясь с ними — оказываются в полной растерянности ещё до того, как схлынуло взаимное сексуальное влечение.

Если вам ещё не надоело — перехожу к сути.

Взаимная влюблённость — необходимое, но не достаточное условие для того, чтобы семейный союз оказался долгим и счастливым. А вот выполнение достаточных условий могут обеспечить именно информационные технологии. Сегодня это называется Big Data.

Это новая технология, но уже сегодня она позволяет создавать то, что ещё вчера казалось фантастикой. Уже сегодня у многих на слуху примеры с выявлением невидимых глазу зависимостей в торговле, медицине, экономике. Например, на слуху горячий пример со скандалом в торговой сети Target, когда компания стала получать жалобы от обескураженных родителей, не понимающих, почему магазин предлагает их несовершеннолетним дочерям скидки на пелёнки и кроватки для грудничнов. Оказалось, что алгоритм Target заметил беременность быстрее родственников.

Или амбициозная задача японского правительства создать систему, которая едва ли не в реальном времени могла бы отслеживать сложный набор показателей из различных источников, таких как кассовые аппараты или определённые поисковые запросы, для того чтобы узнавать о тех или иных экономических проблемах раньше, чем это будет показывать официальная экономическая статистика.

Так неужели вы думаете, что задача выявления «семейной совместимости для дальнейшей долгой и счастливой совместной жизни» не по зубам подобной технологии? Неужели, аккуратно собирая информацию о каждом человеке, нельзя выявить элементарные зависимости? Ведь до брака молодые люди мало интересуются тем, как относится партнёр к разбросанным вещам и незаправленной постели, к определённым гигиеническим особенностям, к определённым привычкам. Какие фильмы и какую музыку он просто не любит, а какие — терпеть не может? Как относится к женской полноте или мужскому пузу? Насколько действительно важен для него секс или отношение к родителям? Запах, цвет, вкус — всё имеет значение для совместимости. Счастье или несчастье семейной жизни целиком соткано из подобных мелочей. А «не сошлись характерами» — просто туповатая формулировка банального следствия из недостаточности информации друг о друге «на берегу».

Я абсолютно уверен, что если бы подобную информационную систему удалось создать — число счастливых и крепких семей очень быстро выросло бы в разы. И вместе с ним — число счастливых и здоровых детей. Улучшилось бы физическое здоровье нации, снизился бы уровень преступности и, как следствие, быстро поползли бы вверх все экономические показатели.

Причем система могла бы не только «тестировать» уже существующую влюблённость потенциальных молодожёнов, но и, анализируя гигантские массивы неструктурированной информации, предлагать будущих партнёров: эта «условно-визуальная» задача как раз гораздо проще в реализации и может быть основана на прошлом визуальном интересе (лайках, просмотрах, запросах) человека к кино, литературе и просто фотографиям красивых людей противоположного пола.

Проблема в том, что реализовать подобную систему никто, кроме государства, не может. А государство даже не смотрит в эту сторону, занимаясь, в лице своего министерства и министра, ИТ-ерундой по обслуживанию вызовов прошлого века.

Да, проблемы безопасности личных данных здесь присутствуют в полном комплекте. Но, как мне кажется, в свете, с одной стороны, традиционных для России проблем утечки какой угодно персональной информации куда угодно и, с другой, последних новостей о том, что все мы и так живем «под колпаком» у «кого надо», — бояться этого не стоит так уж сильно. Выгоды могут быть заметно ощутимее. Не только в укреплении института семьи.

Ну и если вам интересно узнать больше о Big Data — вам сюда.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях