«Дамы и господа, в целях вашей безопасности просим убедиться, что на время взлёта все электронные приборы выключены». Мы так привыкли к этой фразе, что, поднимаясь на борт самолёта, гасим телефоны, планшетки, ноутбуки, плееры не дожидаясь объявления по громкой связи, и уж тем более личной просьбы стюардессы. Однако та же самая привычка подталкивает и к неповиновению: полной уверенности, что электроника совсем не представляет опасности, нет, наверное, ни у кого, но кто-то полагается на авось, кто-то, не придав должного значения, о телефоне забывает — и очередной борт уходит в полёт с десятками включенных посторонних устройств.
И чем дальше, тем хуже. Только в Соединённых Штатах за последние три года число пассажиров, пользующихся во время перелётов тем или иным устройством из категории бытовой электроники, выросло с одного из шести до каждого третьего. Кто-то не желает скучать, кому-то нужно работать — причины в каждом случае свои, а вывод один: пора пересмотреть правила, исключить потерявшие актуальность запреты, чтобы публика по крайней мере более серьёзно относилась к оставшимся. Чем и занялось полгода назад Федеральное управление гражданской авиации США (FAA). Сейчас оно готовится отменить или значительно облегчить «электронные» ограничения на гражданских авиалиниях.
Черновик постановления, попавший на днях в руки американских журналистов, написан сформированной при FAA экспертной комиссией, куда вошли, в частности, представители авиакомпаний и производителей бытовой и специальной авиационной электроники. Потратив шесть месяцев на изучение возможности облегчить запреты, эксперты предложили такую схему: пассажирам следует разрешить неограниченное (в том числе во время рулёжки, взлёта и посадки) пользование бытовыми электронными приборами, если только задействованные функции не предполагают совершение телефонных звонков или передачу данных по каналу сотовой связи. Собственно сотовая связь в любых её формах на воздушных линиях США останется под запретом. Осенью, если не вскроются новые обстоятельства, эти поправки будут официально утверждены FAA.
Таким образом уже осенью и по крайней мере для клиентов американских авиакомпаний список безусловно разрешённого «персонального электрооборудования», состоящий сегодня только лишь из электронных часов да персональных медицинских приборов, сильно расширится: в него попадут и MP3-плееры, и планшетки-читалки, и персональные компьютеры всех сортов. И даже мобильники и смартфоны — правда, с активированным режимом «Полёт», отключающим возможность приёма и совершения звонков. Но чем же провинилась сотовая связь?
Дело в том, что нынешний запрет уходит корнями в 60-е годы прошлого века, когда впервые стала очевидной угроза безопасности полётам, представляемая портативной бытовой электроникой. Карманные рации и даже радиоприёмники (многие из которых тоже «фонят») своим излучением, теоретически, способны нарушить или помешать нормальной работе критически важных бортовых систем, прежде всего систем связи и навигации. Что ж, сегодня человек с рацией — картина редкая, но ведь бесчисленные мобильные телефоны принципиально от карманных радиостанций не отличаются, разве что работают на более высоких частотах и генерируют чуть менее мощный сигнал (мобильники умеют управлять мощностью с целью экономии энергии, но при необходимости выдают единицы ватт, что сравнимо с самыми дальнобойными уоки-токи). Таким образом, теоретически, за прошедшие полвека опасность не только не уменьшилась, но и возросла, поскольку к возможным помехам для оборудования на борту самолёта добавилась ещё и возможность помешать нормальной работе станций сотовой связи, над которыми владелец телефона пролетает.
Впрочем, обывателю нет дела до спецификаций — ему подавай живые примеры авиакатастроф. А с этим сложно, и отнюдь не по вине авиарегуляторов, которые может быть слегка и переоценивают электромагнитную угрозу. Ежегодно авиакомпании всего мира сообщают о десятках воздушных инцидентов, возможно связанных с сотовыми телефонами, компьютерами и прочим бытовым электронным железом, принесённым пассажирами на борт. Это и сбои в работе автопилота, и нарушение индикации, и кратковременные отказы системы управления, и много чего ещё. О каждом таком случае авиаперевозчики докладывают регуляторам, а те ставят в известность производителей самолётов и оборудования. Но установить точную причинно-следственную связь удаётся далеко не всегда. Ведь авиалайнер — не лаборатория, сбой может быть следствием совпадения нескольких факторов и повторить его позже, в ходе следственного эксперимента на земле, чаще всего оказывается невозможно.
К примеру, в классическом случае 1995 года, когда отказ автопилота предположительно был спровоцирован ноутбуком в салоне, компания Боинг ухитрилась отыскать того самого пассажира и выкупить у него компьютер. Радиоанализ показал, что подозрительная персоналка в некоторых диапазонах «шумела» даже сильней, чем позволено штатному авиаоборудованию (что, вообще говоря, по умолчанию и предполагается: ведь требования к бытовой электронике сравнительно менее жёсткие). Однако воспроизвести инцидент всё равно не удалось — и подозрение так и осталось подозрением.
В результате сегодня мы имеем два пересекающихся тренда. С одной стороны, ни производители, ни авиарегуляторы не могут представить безусловных доказательств «вредности» бытовой электроники для самолёта. С другой, даже подозревать «вину» бытовых электронных устройств в авиакатастрофах и серьёзных авиаинцидентах доводится очень нечасто. Полистайте авиафорумы (см., к примеру, Aviaforum.ru) — народ там обитает дотошный, каждый свежий случай разбирается подробно, и чаще всего причины происшествий в воздухе обыденные: неосторожность, невнимательность, плохие погодные условия, «уставшая» техника и т.д. и т.п.
Хорошая новость в том, что и авиапроизводители не стоят на месте. В тех же Соединённых Штатах и Европе уже через пару лет бортовое оборудование всех новых самолётов будет оснащаться защитой от электромагнитных излучений из салона. А некоторые производители специальных авиасистем (Thales и др.) уже сегодня отрицают подверженность своей техники паразитным наводкам от электронных устройств в руках пассажиров. Всё это позволяет смотреть в будущее с оптимизмом: вероятно, вслед за разрешением планшеток и компьютеров авиарегуляторы дадут «зелёный свет» и бытовым устройствам с радиопередающей частью.
Авиакомпании со своей стороны к этому уже готовы. У них свой интерес, коммерческий: беспроводный интернет, ретрансляция телефонных звонков, многочисленные цифровые услуги, предоставляемые массово во время полёта, обещают стать хорошим дополнительным источником дохода. Пока тот же инфлайтовый доступ в Интернет через Wi-Fi настолько редок и дорог, что даже GoGo (крупнейший в США провайдер в этой категории) позиционирует его лишь как премиальную услугу.