Со смешанными чувствами я наблюдаю охватившую в эти дни Соединённые Штаты «золотую» лихорадку. После полутора десятков розыгрышей в лотерее Powerball накопился джекпот в полмиллиарда долларов — и в минуту, когда пишутся эти строки, толпы желающих продолжают осаждать точки продажи билетов. Надеясь вытянуть тот самый, единственный счастливый, который принесёт им состояние.
Powerball — одна из крупнейших национальных лотерей США, здорово похожая на наше Спортлото. Игрокам предлагается угадать серию из пяти плюс одно число, причём порядок следования значения не имеет. Билет стоит всего пару долларов. Дешёвый шанс изменить свою жизнь!
Рекордный куш, стоящий сейчас на кону, копился с начался октября, увеличиваясь по мере того, как розыгрыш за розыгрышем никто не мог угадать все шесть чисел. Только за минувшую неделю джекпот вырос с 425 до 550 миллионов, став таким образом вторым по величине призом в истории американских (а кто-то утверждает, что и мировых) лотерей.
Но и это не предел. Если сегодня угадать заветную полную серию снова никому не удастся, организаторы продолжат увеличивать призовую сумму. Несколько упрощая, главный приз составляет половину поступивших от продажи билетов денег, но тут есть и обратная связь: по мере того, как растёт джекпот, растут и очереди к лотерейным киоскам.
Психологи подметили, что после пересечения призовой суммой некоторой отметки — нынче это 200 миллионов долларов и Powerball перешагнула её несколько недель назад — начинается массовое помешательство: в геометрической прогрессии увеличивается число игроков, лавинообразно нарастает количество посвящённых лотереям публикаций, растут продажи книг с практическими советами относительно того, как сорвать большой куш.
Публика иррациональна: мало кого занимает реальная вероятность выигрыша, большинство мучаются вопросом что они будут делать с деньгами. Общий смысл: выплачу долги и изменю мир!
Тот факт, что свалившееся на голову состояние счастья, как правило, не приносит, никого не заботит. Практика, в виде многочисленных задокументированных случаев крупных выигрышей, показывает, что счастливчик ухитряется растрясти свои миллионы в очень сжатый срок. Народная мудрость объясняет это просто: easy come, easy go (букв. легко пришло, легко ушло; в отечественной интерпретации — бог дал, бог и взял).
Есть и логическое объяснение: человек, не умеющий обращаться с деньгами, не умеет их не только зарабатывать, но и тратить. Кстати, победитель Powerball, буде он выявится сегодня, получит после вычета налогов всего только 250 млн. долл. чистыми. Можно, правда, растянуть выплаты равными частями на тридцать лет, в таком случае выигрыш будет даже больше, а шансы растрясти деньжата по неопытности меньше. Впрочем кого и когда останавливала перспектива крупного выигрыша? Уж лучше стать миллионером и разориться, чем даже не попытаться.
Математическое ожидание выигрыша (вероятность сорвать джекпот) интересует обывателя ещё меньше. В среднем игроку нужно сделать около 200 миллионов попыток, чтобы угадать полную серию в Powerball. При этом, поскольку вероятность так ничтожно мала, а распределение абсолютно случайно, стратегий, способных серьёзно поднять шансы на победу, не существует. Какой смысл покупать по десять-двадцать билетов зараз, если всё равно играть придётся намного, намного дольше человеческой жизни?
И тот факт, что с начала октября проведено уже 16 розыгрышей, тоже ничуть не увеличивает шансы игроков: увы, это всего лишь теория вероятностей, пусть здравый смысл и протестует. Среднестатистический игрок в лотерею скорее погибнет от удара молнии или в автокатастрофе, нежели получит приз, мечтая о котором он сейчас мёрзнет в очереди. Единственный положительный аспект всего этого стохастического безумия в том, что Powerball организована государством. Сборы от неё наполняют казну участвующих в лотерее штатов, и чем выше джекпот, тем глубже денежная река, текущая в бюджет.
Впрочем вернёмся к игрокам и игре. Почему люди бьются лбом о лотерейную стену, даже зная, что для выигрыша потребуются время и средства, намного превышающие возможности среднего игрока? Потому что средний игрок играет не ради выигрыша, а ради самого процесса, того возбуждения, удовольствия, предвкушения, которые он при этом получает. Но разве нельзя получать удовольствие не предвкушая, а действительно выигрывая? Что если я скажу вам, что существует игра на деньги — законная, доступная, лишь чуточку более сложная — в которой шансы на выигрыш на много-много порядков выше, чем в любой из обычных лотерей? В которой выигрывает каждый третий билет и выигрыш ничем не ограничен? Вы сыграли бы в неё?
Такая игра действительно существует, и это — фондовая биржа. Всё в общем-то просто. Заведите через любого российского брокера счёт для работы в срочной секции Московской Биржи. И торгуйте, например, только покрытые фьючерсные позиции.
Купите одновременно фьючерс на акции Сбербанка и put-опцион для него, либо продайте фьючерс и купите call-опцион. В первом случае вы выигрываете, если котировки Сбербанка растут (и прибыль будет расти вместе с ними неограниченно). Во втором вы выигрываете, если котировки падают. Если же курс идёт против вас, в обоих случаях вы теряете только уплаченную за опцион премию, а также микроскопическую комиссию. Такой «лотерейный билет» обойдётся вам (грубо) в несколько сотен рублей (стоимость бумаг плюс услуги брокера). Зато, в отличие от традиционной лотереи, где ваши шансы на выигрыш измеряются числом с шестью нулями после запятой, здесь выигрышным будет каждой второй-третий билет.
Конечно для обывателя такая игра покажется слишком сложной. Но меня не оставляет вот какой вопрос. На протяжении последней четверти века самые жирные прибыли имели не те финансовые учреждения, которые спекулировали акциями и валютами, а те, что создавали свои собственные рынки. Как? Берётся некое абстрактное обязательство и превращается в финансовый инструмент, которым и начинают торговать как новой ценной бумагой. Именно так родились, в частности, печально известные кредитные дефолтные свопы (CDS). Что если поступить так же и «упаковать» «фондовую лотерею» в бумажный билетик, продаваемый в каждом киоске и понятный человеку с улицы?
И в обычной лотерее (а-ля Powerball), и в фондовой исход по большому счёту случаен. Однако вторая даёт не только более высокие шансы на выигрыш, но и большую свободу действий (в частности, игрок сам принимает решение, когда снять выигрыш «со стола»). Если уж нельзя не играть, почему бы не играть разумно?