Знаете, что самое поразительное в истории Кима Шмитца, основателя MegaUpload? Не количество авто в его личном гараже, не разбросанные от полюса до полюса точки зрения на совершённое (одни считают его пиратом, другие — невинно пострадавшим за желание реформировать музыкальную индустрию), и даже не список знаменитостей, которых Ким каким-то невероятным образом уговорил поучаствовать в рекламе своего проекта. Больше всего поразило происходившее на исторической родине Шмитца, в Германии, как раз в те дни, когда сам он обживал новозеландскую камеру.
В Мюнхене, с подмостков конференции Digital Life Design (DLD), человек, сделавший состояние в общем тем же способом, что и Шмитц, обещал пожертвовать миллион долларов на нужды Wikipedia. И Большой Джимми, присутствовавший тут же, на сцене, вежливо улыбался в ответ, аудитория трепетно внимала, и полиция не толпилась у дверей, готовая препроводить нашего героя в его новые, казённые апартаменты. «Наш» в данном случае не оборот речи, герой наш на сто процентов и вы конечно слышали о нём, хоть и вряд ли знаете много. Так знакомьтесь же: Павел Дуров.
До прошлой недели Павел известности не жаждал. Да, его имя светится понизу сотен миллионов страничек, просматриваемых ежедневно пользователями социальной сети «В Контакте», сети, которую он построил вместе с братом. А посвящённая ему страничка Википедии рисует образ талантливого, эксцентричного молодого человека, может быть слегка зацикленного на своём высоком IQ. Но доверять свободной энциклопедии, когда речь о теме, известной немногим, можно лишь с оговоркой, сам же Павел на сцене не появлялся, да и данные им интервью можно пересчитать по пальцам.
Столь же скудны и сведения о его главном проекте. Выступая на DLD (первое публичное), Дуров формально подтвердил некоторые оценки, сделанные сторонними наблюдателями (comScore): 160 миллионов зарегистрированных пользователей, почти пятая часть которых бывает на сайте ежедневно; входит в четвёрку самых популярных социальных ресурсов в Европе и лидирует по количеству времени, проводимого пользователями на её страницах. Выступление, кстати, получилось довольно унылым: Павел заметно нервничал, цифры откровением не стали, а излагать свою философию успеха Википедии, когда в двух шагах от тебя расположился сам Джимми Уэльс, вообще по меньшей мере странно.
Впрочем, нервничать — естественно, если стоишь на сцене впервые, а зажигательную речь, буде понадобится, напишут пиарщики. Но представляя себя и свой проект публике, основатель «В Контакте» умолчал об одной важной детали, исправить которую будет сложней, если вообще возможно. Детище Павла — всего лишь «одно из», если сравнивать его с социальными сетями, но оно занимает бесспорную первую строчку в списке хранилищ мультимедийного контента сомнительной лицензионной чистоты.
Сказать «пиратского» нельзя по многим причинам: это всего лишь ярлык, точность которого оставляет желать лучшего; мало что известно о контактах правообладателей и владельцев «В Контакте»; наконец, просто, констатировать вину — задача суда. Но давайте откровенно: здесь в два клика находятся «Девушка с татуировкой дракона» и «Зелёный фонарь». Что же до вконтактовской фонотеки, ей просто нет равных, по крайней мере по эту сторону Великой китайской стены: я лично утверждаю, что по количеству и качеству хранимых аудиозаписей «В Контакте» превосходит любую легальную и нелегальную файлообменную систему или магазин (буду рад увидеть опровержение, со ссылками). Согласитесь, наивно полагать, что правообладатели такую свободу одобрили бы.
Предположение, что именно огромная бесплатная коллекция музыки и кино помогает «В Контакте» удерживать первое место по времени пребывания пользователей на сайте (один из самых важных параметров для любого интернет-бизнеса), так вот это предположение ещё должно быть доказано. Но сколько раз за пять лет существования «В Контакте» прогремела на весь мир своими революционными изобретениями? Может быть там были придуманы Timeline, бегунок социального фильтра или концепция «социальных кругов»? Сколько раз она обошла в заголовках Facebook, с которой была когда-то срисована? Или хотя бы Google+, где золотых медалистов явно меньше?
Но отсутствие изобретений не мешает прилично зарабатывать. В 2010 компания пополнила свой кошелёк на 94 миллиона долларов, а в прошлом году, по данным Forbes, делала десять миллионов каждый месяц. Так что подарок Википедии можно рассматривать как скромное вложение в улучшение имиджа в глазах западных инвесторов. Но для чего российской компании, зарабатывающей на российских пользователях, выслуживаться перед буржуинами?
Увы, насколько можно судить по имеющейся информации, в этом утверждении не соответствуют истине ни первая, ни вторая часть. Прежде всего, «В Контакте» — такая же «российская» компания, как и Яндекс, Mail.ru или Rambler Media. Как и у них (см. «Американское IPO Яндекса»), её истинный владелец, Doraview Limited, зарегистрирован вне досягаемости непредсказуемого российского и чрезмерно жёсткого европейского и американского законодательств (читайте: оффшор).
Во-вторых, подарок Википедии — очевидная часть большой инициативы по выводу компании на западные рынки. Смена доменного имени (теперь VK.com), появление Дурова на сцене уважаемой международной конференции, участившиеся контакты с прессой должны сделать «В Контакте» хотя бы знакомой пользователям по эту и ту сторону Атлантики. Так что же, наш Павел надеется догнать Марка Цукерберга? Не смешите. Всё проще: «В Контакте» планирует IPO.
Впервые о возможности выхода на биржу — конечно же, Нью-Йорк или Лондон, не забытый богом мировой фенансавый центр — заговорили ещё в прошлом году. Благо, есть на кого равняться. Бумаги вышеперечисленных «российских» игроков уже торгуются за рубежом, в обозримом будущем в котировальных списках должна появиться Facebook — святой грааль и мечта миллионов инвесторов, жаждущих вложиться в социальные сети. Выплыть на поднятой волне интереса может и «В Контакте». Вот только ждать больше нельзя, настало время действовать: Facebook, если верить слухам, подаст заявку на проведение IPO в первых числах февраля, а значит торги начнутся к лету.
Западные аналитики оценивают бизнес Павла Дурова в сумму от 1 до 3 миллиардов долларов. С одним большим «но»: прежде чем материализоваться на NYSE, NASDAQ или LSE, «В Контакте» должна как-то решить вопрос с пиратским контентом. Да, вы не ослышались, в англоязычном сегменте Сети содержимое вконтактовского облака называют не «контентом с сомнительной лицензионной чистотой», а пиратским. И вряд ли только с подачи администрации президента США, причислившей «В Контакте» к крупнейшим пиратским ресурсам Веб.
За тринадцать лет тяжёлых, кровопролитных боёв между правообладателями и потребителями цифрового контента, Соединённые Штаты и Европа — пусть каждый своей дорогой, со своими особенностями — пришли к общему пониманию проблемы интернет-пиратства. Которое и закреплено, в частности, в неоднозначном американском законе DMCA.
Всё просто: если владельцы ресурса не контролируют действия своих пользователей, в случае совершения последними противоправных деяний владельцы считаются соучастниками. Вот почему Ким Шмитц томится сейчас на нарах. Вот почему на YouTube — размеры которого уж точно поболее вконтактовских — не найти «Зелёного фонаря» или всё той же финчеровской «Девушки с тату…». Вот почему Джимми Уэльс просидел всё выступление Павла Дурова с постной миной, и щедрый подарок не принял (мол, надо бы проверить, не сделан ли он с целью рекламы).
А ребята Дурова отделываются фразой «У нас есть форма жалобы на контент. Отслеживать всё самим невозможно». Конец цитаты. Да, компания установила отношения с некоторыми правообладателями, предоставив им право удалять нелицензионные копии. Об эффективности можете судить сами по приведённым примерам или собственному опыту. Пожалуй, так можно было вести бизнес лет десять назад.
Сегодня — не стыдно косить под убогих?