Незримые дороги войны

Писать сегодня запланированное пару недель назад об интереснейшей технологической инициативе невозможно. В окно скребется Большая политика – House passes resolution urging Obama to send weapons to Ukraine to fight Russian-backed rebels. То бишь 348 членов Палаты представителей проголосовали за отправку Киеву летальных вооружений. Благоразумие сохранили 48 конгрессменов, выступивших против эскалации войны… Правда, президент Обама может и не выполнять эту резолюцию, но сенатор Маккейн добивается принятия закона, обязывающего исполнительную власть США делать это (McCain calls for bill requiring U.S. arms to Ukraine if Obama does not act).

В этом случае раскрутка маховика Большой войны станет неизбежной. Пока реагирует аналог американской Палаты представителей – российская Государственная Дума – и реагирует на словах. (Госдума: поставки оружия Киеву поставят крест на минских соглашениях) Но можно не сомневаться, что случись такие американские поставки на деле – ответ будет быстрым и серьезным. И в этом случае дорога будет лишь одна – к эскалации конфликта, ко второй редакции Холодной войны.

Кстати, в понедельник 23 марта 2015 года глава Минкомсвязи Николай Никифоров сообщил, что участвовать в поставках государственным организациям и компаниям программного обеспечения смогут только те компании, которые не станут баловаться территориальной дискриминацией, то есть не станут обижать клиентов в Крыму и в Севастополе. Мера суровая, но справедливая. Ущерб для иностранных фирм может быть существенным – в 2013 году компании госсектора закупили софта от Microsoft, SAP и Oracle на 127 миллиарда рублей, а сектора негосударственного – всего лишь на 53 миллиарда целковых. (Забавная, однако, картинка, рисующая структуру современной российской экономики…)

Так что больше всех от российских контрмер пострадают именно занимающие 80% рынка Microsoft, SAP и Oracle (у двух последних поставки госкомпаниям в разы и разы превосходят поставки частному сектору – на месте производителей отечественного софта автор инициировал бы общественное, а то и парламентское расследование причин такой любви…). Реализующий данный проект законопроект будет внесен в Госдуму в конце марта, и, как ожидается, сможет вступить в действие 1 июля 2015 года.

Меры, разрабатываемые сейчас Минкомсвязи, являются ответом на Приказ президента Обамы от 19 декабря 2014 года, установившего «электронную блокаду» жителей новообретенных российских регионов, и на аналогичные меры Европейского Союза. Все это относится к мягкой, экономической стадии войны – хотя, несмотря на свою «мягкость», уже оказывает влияние на ИТ-рынок. Но теперь-то маячит уже фаза не экономическая, поставки оружия в соседнюю страну, где пылает гражданская война, означает угрозу куда более серьезную.

И сама собой эта угроза не рассосется – на это могут надеяться лишь очень простодушные барышни, обнаруживающие, что они слегка беременны… А Европа, Старый Свет, бывший в двадцатом веке ареной пары мировых войн, нынче находится в стадии «слегка воюющей». И стадия эта сама собой не пройдет – то, что пока война идет в режиме с почти «компьютерным» именем Proxy war, примерно как Гражданская война в Испании, с ее Герникой, никого не должно обманывать. Если против этой войны не бороться путем длительных и терпеливых переговоров, учитывающих интересы всех заинтересованных сторон, полыхнет горячая фаза…

Так что, одним из неизбежных способов борьбы за мир – наряду с переговорами – по заветам первого Рима окажется квиритское Si vis pacem, para bellum. И к какой же войне надлежит готовиться? Ну, вот очень забавная статья в респектабельном журнале Foreign Policy – The lessons of Debaltseve: Armored vehicles still matter, but they need to be mobile, lethal, and survivable. (Предупреждаю – если нет подписки на Foreign Policy, читайте не отрываясь от экрана и не пытаясь скопировать текст.) Два офицера-преподавателя с исторического отделения американской военной академии Вест-Пойнт изучают уроки «драпа» из Дебальцевского котла.

И уроки эти оказались в высшей степени интересными. Оказалось, что американцы последние двадцать лет готовились. Дело в том, что янки последнее время вели войны низкой интенсивности, по их собственной терминологии. Борьбу с плохо подготовленными партизанами, лишенными тяжелого оружия – не только артиллерии, но и полноценных минометов. Борьбу, в которой самодельные взрывные устройства приобрели статус чуть ли не вундерваффе…

А в Донбассе пылает война другая. Вооруженные силы Украины столкнулись с Вооруженными силами Новороссии, бывшими ополченцами. Которые оснащены хоть и старыми советскими, но достаточно мощными артсистемами. А заметная часть шахтеров и трактористов Донбасса проходила службу в старой Советской Армии. Так что конфликт сразу же приобрел черты конфликта высокой интенсивности. И при этом выявились забавнейшие вещи…

Ну, скажем, из Дебальцевского котла достаточно удачно удалось выбраться тем, кто шел пешком, полями и лесами. (Правда, боеспособность «окруженцев» известно какая, так что с их выходом можно поздравить их матерей – не потерявшим детей в борьбе неизвестно за что – но никак не командование…) А вот тех, кто выходил организованно, колоннами, ждал малоприятный сюрприз. Малоподвижная и слабозащищенная техника, БТРы и тягачи, не говоря уж о грузовиках, оказалась легкой добычей для артиллерии ВСН. Да еще и сковала возможности маневра куда лучше защищенных танков и БМП ВСУ.

Так что результаты оказались для американцев обескураживающими. Получается, что в Армии США, играющей роль Всемирного Жандарма, полноценную боевую силу представляют лишь тяжелые бригадные боевые группы, иногда их называют бронебригадами. Те, что вооружены танками M1 Abrams и боевыми машинами пехоты M2 Bradley. А вот бригадные боевые группы на колесных машинах Stryker хороши лишь возможностью быстрой аэротранспортировки. Ну а чем хороши легкие бригадные боевые группы на «хаммерах» сказать вообще трудно… А если добавить, что M1 Abrams не является полноценным танком – его оптимизировали для борьбы с советскими танками на европейском ТВД, что когда-то должен был делать «Königstiger», и к нему до сих пор нет полноценного фугасного снаряда – то картинка получается достаточно занимательная. Особенно если янки придется столкнуться с мощной ПВО противника, сметающей с небес самолеты и дроны…

Так что оказывается, что по-прежнему, как и в Великой Отечественной, полями сражений правит танк с тяжелой броней. Да и другие боевые машины неплохо сделать потяжелее, прикрыв сталью экипаж и уязвимую компьютерную начинку от поражающих факторов ядерного взрыва. Эту задачу решает тяжёлая гусеничная унифицированная платформа (ТГУП) «Армата», фото и видео головных машин которых, танков Т-14, появились в Сети. Не ждите сейчас точных данных – это отложим до Дня Победы.

Минкомсвязи, Николай Никифоров, Microsoft, SAP, Oracle, ПАК ТА, «Армата», Т-14,
Минкомсвязи, Николай Никифоров, Microsoft, SAP, Oracle, ПАК ТА, «Армата», Т-14,

Но пока сказать можно одно – машина эта будет более тяжелой и лучше защищенной, чем стоящие ныне на вооружении Российской Армии Т-72, Т-80 и Т-90. И тогда встанет вопрос стратегической да и оперативной мобильности. Что – танковые соединения будут привязаны к железнодорожной сети, так же, как это описано во «Взятии Великошумска» Леонида Леонова (за сцену выгрузки танков с платформ писателю предлагали получить танковое инженерное звание…)?

Отнюдь! На днях в России приято решение, о создании группировки сверхзвуковых сверхтяжелых самолетов, способных в течение 7 часов доставить в любую точку планеты соединение из 400 тяжелых гусеничных машин класса «Армата». («Как доставить бронетанковую армию в любую точку мира») Грузоподъемность каждого транспортного корабля ПАК ТА беспрецедентна – до 200 тонн. Кроме этого – автоматизированная система погрузки и размещения грузов на борту в несколько этажей. И введена в строй эта воздушная армада должна быть уже к 2024 году.

То есть, веселая игра в санкции против России, гнобление крымских разработчиков «яблочной» экосистемы, привела к тому, что начался новый этап глобальной гонки вооружений. Переоценить стратегические последствия от возможностей появления в любой точке планеты соединения из четырехсот современнейших танков с тройным боекомплектом, способных вести активные действия в условиях применения тактического ядерного оружия, невозможно. Это сила, способная уравновесить на геополитическом ломберном столике атомные авианосные ударные группы. Сила, небывалая в истории войн.

Пока она – на чертежах конструкторов и в заводских цехах. Пока – оружие не поставляется в соседнюю с нами страну. Пока еще можно свести ситуацию ну, хотя бы, к стадии Холодной войны 2.0, с предсказуемыми правилами, исключающими хотя бы случайное сползание в войну Горячую, неизбежно ядерную. (Командир торпедного катера Кеннеди и член Военного совета Сталинградского фронта Хрущёв это некогда, в столь же горячей ситуации, сделать сумели – а вот на дальновидность политиков неслуживших надежд мало…) Так что, похоже, над планетой в стратосфере пролягут невидимые дорожки новых войн, уже нынче берущих за мягкое ИТ-бизнес…

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях