Легендарный Роджер Линн, некогда подаривший миру первую драм-машину на основе сэмплов, уже пять лет трудится над созданием революционного multitouch-контроллера LinnStrument. Задача Roger Linn Design – раздвинуть рамки, установленные современными контроллерами, чтобы дать музыкантам больше возможностей для реализации их творческих потребностей.

Современные программные синтезаторы предоставляют нам широкие возможности для воссоздания звучания акустических музыкальных инструментов. Несмотря на это сложные партии, имитирующие соло на скрипке, гитаре или саксофоне, звучат слишком синтетически, будучи сыгранными на традиционной midi-клавиатуре.

Чисто технически LinnStrument представляет собой простое мультитач-
устройство с накладками в виде пианинной клавиатуры, гитарного грифа, симметричных панелей шестиугольных клавиш и т.п. Основной «фишкой» этого инструмента является технология 3D Note Expression, предоставляющая возможность расширенного контроля над характером звука. Регулируя силу нажатия пальца, музыкант сможет изменять громкость извлекаемой ноты, смещая палец по горизонтальной оси – менять высоту звука, а по вертикальной – корректировать тембр. При этом инструмент является полифоническим, что подразумевает возможность такого контроля сразу для нескольких нот. Устройство будет оснащено двумя входами для ножных педалей и одним USB-выходом для коммутации с компьютером.

Сама по себе технология 3D Note Expression не нова и уже применяется в ряде музыкальных инструментов, среди которых – Madrona Soundplane A и Haken Audio Continuum. Но LinnStrument имеет целый ряд преимуществ перед ними. Во-первых, он очень гибок в настройке: виртуальные «клавиши» или струны можно настраивать на множество ладов. Во-вторых, он компактен: размеры устройства составят около 50х15 см. Наконец, в-третьих, Роджер Линн уверяет, что технология производства этого контроллера сравнительно недорога, а значит, и продаваться LinnStrument будет по весьма умеренной цене. Правда, цена, как и дата выхода устройства на рынок, будет во многом зависеть от инвесторов, поиском которых Линн сейчас и занимается.

Судить о потенциале LinnStrument пока сложно. «Классических» midi-контроллеров он, конечно, не заменит: ни одно multitouch-устройство не способно воссоздать тактильные ощущения от игры на клавиатуре или гитаре. Зато у него есть все шансы, чтобы стать неотъемлемым спутником музыкантов во время живых выступлений, чему способствуют компактные размеры и широкие возможности контроля извлекаемого звука. Особый интерес Linnstrument представляет и для любителей экспериментальной (в частности, микротоновой) музыки, которые получат очень гибкий инструмент, настраиваемый в соответствии с их желанием и привычками. Правда, здесь многое будет зависеть от программного обеспечения, о котором пока что известно немного.