Промышленный дизайн в России – как Волан-де-Морт в «Гарри Поттере». О нем не говорят, русская «Википедия» перенаправляет с запроса «промышленный дизайн» на статью про обычный дизайн, где нет ничего конкретного – вода и пара ссылок на имена. В это же время англоязычная Википедия предлагает статьи Product design, Engineering design process, Industrial design, и просто Design. Если вы откроете любую из них, то увидите, что они содержат связный подробный текст с ссылками на источники, и подробным объяснением, чем один design отличается от другого.
Выходит, это указывает на малое распространение в нашей стране культуры дизайна. Корень проблемы стоит искать в альма-матер будущих промышленных и прочих дизайнеров – в ВУЗах, которые их выпускают. Замечательно, что они есть, но они имеют несколько проблем, которые сводят на нет всю замечательность. Можно выделить три основных тезиса, которые мешают кузницам кадров выпускать действительно классных специалистов.
Начать стоит с общей для всех ВУЗов проблемы – среди преподавателей очень мало практиков с реальным рыночным опытом. Как правило, люди, преподающие дисциплины, связанные с дизайном, обладают крайне скудным багажом прикладных знаний, а понимание важности дизайна осталось на уровне командной экономики СССР. Мало кто из них является практикующим дизайнером, и может рассказать студентам, как все бывает на самом деле. Чаще всего они могут только научить студентов пользоваться графическими редакторами и принять сделанную работу, ставя проходной балл не по факту возможности реализации проекта или его удобства для потребителя, а просто по факту выполненного задания. Конечно же, это можно оправдать рядом факторов, начиная от скромной зарплаты преподавателя, и заканчивая тем, что студенты ленивы, и выполненное задание — это уже хорошо. Оправдать можно что угодно, но из-за распространенности преподавателей с перечисленными чертами потом страдает целый пласт молодых специалистов, потративших несколько лет в университете, и ничего существенного от него не получивших.
Вторая проблема состоит в следующем: большинство населения в нашей стране воспринимают слово “дизайн”, как внешнюю симпатичную форму, оболочку чего либо, будь то афиша, стул или интернет сайт. По сути же, понятие дизайнер в “железе” ближе к конструктору и архитектору, который находит оптимальное сочетание привлекательности, удобства и функциональности.
Идеальный предмет с точки зрения промышленного дизайнаТретья проблема, которая значительно осложняет получение конкурентоспособного образования, это оторванность от производства, реальных продуктов и технологий. Опять-таки, это проблема не только дизайнеров, но и большинства развивающихся областей. Лень, свойственная большинству из нас (чего уж греха таить), мешает заниматься самообразованием и следить за трендами. Еще многие студенты брезгуют стажировками, хотя у нас есть опытные организации: студия Артемия Лебедева, Bork, студия Славы Саакяна, студия Владимира Пирожкова, конструкторское бюро Яна Чарчиди и другие. Да, часто они не оплачиваются, требуют много сил, отнимают время. Но это, пожалуй, единственный способ реально чему-то научиться. Сюда же – реальное прохождение практики. Формат «договориться с мамой, чтобы она на работе печать в бумаги поставила» тоже значительно подтачивает подготовку русских дизайнеров.
Константин Захватов, директор IGo3D, тоже нелестно отзывается о многих выпускниках-дизайнерах : «У дизайнеров должен быть хорошо развит художественный вкус и системное сознание — это их главные ценности. Например, по нашему субъективному опыту в БВШД этот самый вкус прививают, а в МАМИ дают хорошую базу для дизайнеров “технарей”, в большинстве мест этому уделяют недостаточно времени. Дизайнеры, выходящие из «британки» часто отличаются от остальных выпускников – их работы хоть и стереотипны, но всегда более стильные, более современные, правильные. Профессионалы еще на стадии разработки проекта отсекают все отрицательные моменты, еще на берегу, предусматривая возможные ошибки. С большинством дизайнеров ошибки обычно выявляются в процессе производства.»
Основатель компании “OneTrak”, партнер акселератора “СТАЛЬ” — Михаил Препелицкий рассказал о том, как они решают проблему поиска дизайнеров у себя: “В нашей компании, занимающейся умными браслетами, мы выращиваем при помощи профессионалов под себя новых дизайнеров еще со студенческой скамьи стажировок. Мы верим, что только через практику и полное погружение в продукт с опытом приходит мастерство, которое отсутствует у самоучек и молодых заключенных учебниками.”
Дизайн зарубежных продуктов лучше не только потому что наши дизайнеры не получают должного образования в университетах, и ленятся заниматься самообразованием. Анекдотические ситуации об «адовых заказчиках», которые дизайнеры рассказывают друг другу за кружкой пива – это реальная проблема, которая не дает россиянам встать в один ряд с мировыми лидерами. Заказчик, как правило, имеет свое, особое видение конечного результата, которое часто противоречит всем принятым нормам хорошего дизайна. Туда же – проблему неумения грамотно составить ТЗ. В итоге заказчик либо забраковывает действительно хороший результат работы дизайнера потому что не понимает, каким именно должен быть удобный и красивый дизайн, либо принимает, но ошибки выясняются уже в процессе производства, что ведет к лишним затратам, которых можно было бы избежать.
Как дизайнера надо обучать, так и заказчика тоже нужно учить и вести по вытоптанной ровной дорожке. К сожалению, большинство промышленных дизайнеров в России оторваны от маркетинга и технологий производства и не могут выполнить полный необходимый цикл работ при развитии стартапа. А именно в стартапах во многом на дизайнерах лежит груз ответственности за совмещение всех точек зрения по продукту”, говорит Михаил Зельдин, community-director группы “СТАЛЬ”.
В итоге получается, что обладать знаниями о дизайне должен не только дизайнер, непосредственно занимающийся концепцией внешнего вида изделия, но и заказчик. При этом не важно, кто этот заказчик – занявший нишу на рынке успешный проект, или стартапер. Однако, для стартапера это куда важнее : кто захочет загубить свое перспективное детище своими же руками? Ведь часто именно так и происходит – по незнанию российские стартаперы не принимают в серьез визуальную и конструкторскую составляющую продукта, перечеркивая тем самым путь дальнейшего развития своего проекта.
Так что же нужно для грамотного ТЗ и понимания, что дизайнер дал хороший результат? Прежде всего, помните, что дизайн – это орудие конкуренции и инструмент развития вашего бизнеса. Второй шаг — это исследования потребителей. Без погружения в мир потребителя вы имеете шанс “произвести выстрел в воздух”.
Продуктово-концептуальное исследование — тоже важный шаг. Вы знаете о своем продукте все. Но что должно сделать его коммерчески успешным? В чем преимущества перед аналогами, и есть ли аналоги вообще? Четкое понимание этих тезисов позволит вам приблизиться к успешной концепции дизайна.
Проведя эти два исследования, вы наверняка сделаете массу выводов. Важно, чтобы выводы были четкими, это позволит верно выбрать инструменты для вашего дизайна. Помните, дизайн должен создаваться для потребителя, а не для реализации ваших творческих фантазий.
Чтобы отделять творческие фантазии от реально полезных дизайн-идей, небходимо развиваться всесторонне, а не только в области вашего бизнеса. Конечно же, вам это точно пригодится, но с общим интеллектуальным развитием как со спортом — глупо качать только одну группу мышц, надо развивать все тело гармонично. Читайте хорошие книги, ходите на профессиональные выставки, посещайте профессиональные мероприятия. Посещение мероприятий — это самый эффективный способ — там вы в комфортной обстановке общаетесь с экспертами. и получаете возможность завести полезные знакомства.
Не бойтесь пробовать новое, возможно, именно ваш подход произведет революцию в промышленном дизайне. Главное, не забывайте, что дизайн должен быть не только красивым, но и удобным.