“Ростелеком” рассматривает покупку оператора дата-центров DataLine, принадлежащего холдингу Inline Technologies Group, сообщил “Коммерсантъ”. Среди претендентов на покупку DataLine называли МТС, но теперь основным кандидатом на покупку считается “Ростелеком”. В руководстве DataLine заявили, что информация о том, что “Ростелеком” покупает компанию, не соответствует действительности, но подтвердили, что ведут переговоры с рядом инвесторов. “Решения об изменении статуса компании еще не принято”,— отметили в DataLine.

В случае покупки DataLine “Ростелеком” будет контролировать 10–12 тыс. стоек, закрепившись на первом месте в России по этому показателю. Согласно оценкам, бизнес DataLine как провайдера услуг ЦОД стоит около $200–250 млн и еще примерно столько же стоит облачный бизнес.

По предварительной оценке “ТМТ Консалтинг”, объем российского рынка коммерческих ЦОД за 2018 год составил около 26,4 млрд руб., увеличившись на 13% к 2017 году, а количество стойко-мест достигло 38,8 тыс. (рост на 10,2%). В 2019 году аналитики ожидают еще большего роста рынка — на 15% в деньгах и на 17% в стойко-местах. “Ростелеком” уже лидирует на рынке: у его компании “РТК ЦОД” сейчас 5868 стойко-мест, тогда как у занимающей второе место DataLine — 4787. По оценке iKS-Consulting, в число лидеров также входят нидерландская Linxdatacenter (2040), DataPro семьи экс-президента “Роснефти” Сергея Богданчикова (2000) и Selectel бывших акционеров “ВКонтакте” Льва Левиева и Вячеслава Мирилашвили (1860).

Объединенная компания “Ростелекома” и DataLine может оказаться “почти в монопольном положении”. Доля “Ростелекома” после поглощения достигнет 25–30% рынка с возможностями дальнейшего роста. Сделка изменит правила игры на рынке облачных провайдеров, который станет более зависим от действий одного игрока.

Спрос на облачные технологии растет в связи с увеличением объемов данных, которые нужно обрабатывать и хранить, и все новыми законами и инициативами правительства.

В дата-центры и облачную инфраструктуру также активно инвестирует МТС: в начале января 2019 года оператор приобрел 100% облачного провайдера “ИТ-град 1 клауд” за 2,5 млрд руб., а в сентябре 2018 года — дата-центр “Авантаж”, располагающий площадкой для размещения 2240 стоек на площади 6,4 тыс. кв. м в Подмосковье, за 8,9 млрд руб.

МТС купила облачный бизнес «ИТ-града» в Москве, Санкт-Петербурге и Казахстане, в сделку вошли дата-центры «ИТ-града» на этих территориях, сотрудники и действующие контракты, сообщают “Ведомости”.

«ИТ-град» предоставляет облачные услуги крупным компаниям под собственным брендом, малому и среднему бизнесу – под брендом 1cloud, говорится в сообщении МТС. Оба эти бренда в результате сделки получила МТС, уточнил представитель оператора. Сейчас МТС предоставляет облачные сервисы под брендом CloudMTS на базе десяти дата-центров – со временем купленные бренды перейдут под него. У предыдущих владельцев «ИТ-града» – Itglobal.com – останется интеграторский бизнес и другие подразделения, они будут работать под брендом Itglobal.com, ориентируясь на зарубежные рынки, на «облака» приходилась примерно половина бизнеса Itglobal.com.

Облачные решения позволяют клиентам отказаться от покупки собственных серверов и при необходимости быстро нарастить IT-инфраструктуру. По данным IDC, в 2016 г. более половины всех облачных услуг приходилось на ритейл, финансы и промышленность. Аналитики IDC уверены в росте рынка облачных решений, одной из причин которого станет и госпрограмма цифровой экономики, поскольку она подразумевает автоматизацию предприятий.

Покупку «ИТ-града» МТС объясняет желанием усилиться на российском рынке облачных услуг. В сентябре 2018 г. МТС также купила за 8,9 млрд руб. дата-центр «Авантаж» (2240 серверных стоек в Подмосковье ). Объем хранимых и обрабатываемых данных в «облаках» МТС вырос в семь раз за 2018 г. Доля IaaS-решений (ими в основном занимается «ИТ-град») составляет около 80% в общем объеме контрактов CloudМТС. Клиенты переносят в облако как поддерживающие, так и критически важные бизнес-процессы и системы, часто – всю свою ИТ-инфраструктуру.

«Мегафон» и Mail.ru Group также отмечают рост спроса на свои «облака». «Вымпелком» в апреле 2018 г. запустил сервис по аренде вычислительных мощностей Beecloud. Часть провайдеров облачных услуг на российском рынке тогда связывали растущую популярность российских «облаков» с частичными блокировками облачных сервисов Amazon и Google, бывших частью IT-инфраструктуры российского бизнеса. Другие эксперты указывали на более низкие цены на услуги российских облачных провайдеров, удобство использования и настройки локальных решений.