В конце прошлого года один из крупнейших игроков отечественного IT-рынка – компания ‘Яндекс’ — представила собственный смартфон, ориентированный, в первую очередь, на российского покупателя. Главной отличительной чертой ‘Яндекс.Телефона’ стал встроенный голосовой помощник ‘Алиса’ и предустановленные приложения других сервисов ‘Яндекса’.
В плане дизайна аппарат звезд с неба не хватает, но и откровенно неудачных решений во внешнем виде смартфона тоже не найти. Задняя панель выполнена из стекла, поверхность которого довольно неохотно собирает отпечатки пальцев. По периметру корпуса находится матовая металлическая рамка, что также предотвращает появление лишних загрязнений. Однако рамка весьма ощутимо скользит в руке, явно намекая на необходимость использования защитного чехла. Среди доступных вариантов окраски корпуса есть только черный цвет, который должен был сделать ‘Яндекс.Телефон’ привлекательным для взрослой аудитории, молодежи лучше обратить внимание в сторону моделей от Huawei, Samsung и прочих азиатских производителей, чьи смартфоны переливаются на свету, как новогодняя елка. Впрочем, именно с практичностью связаны все негативные отзывы в популярных Интернет-магазинах, к работе самого телефона, как правило, претензий ни у кого не возникает.
И это неудивительно, ведь основным направлением работы ‘Яндекса’ был и остается софт, “железками” компания практически никогда не занималась – первый подобный продукт появился лишь за полгода до выхода фирменного смартфона: речь о вышедшей в июле 2018 умной колонке ‘Яндекс.Станция’, у которой также были определенные проблемы со сборкой и качеством материалов, но в плане функциональности ей не было равных.
Парадоксально, но большой опыт ‘Яндекса’ в создании программного обеспечения сыграл злую шутку с пользователями – российский поисковой гигант еще до начала разработки этого проекта был уверен, что сможет добиться высокой скорости работы системы, и поставил сюда откровенно устаревшие комплектующие: маломощный чипсет Snapdragon 630 (который является прерогативой различной бюджетной “китайщины)”, 4 Гб оперативной и всего 64 Гб встроенной памяти (правда, размер накопителя можно увеличить с помощью microSD-карт, но и тут незадача – карточку объемом выше 128 Гб вставить не получится). В результате компания действительно выполнила задуманное, даже при таком слабом оснащении интерфейс работает шустро, небольшие приложения открываются очень быстро, да и в целом выполнение обычных повседневных задач никаких нареканий не вызывает. Однако, стоит вам открыть какую-нибудь требовательную к ресурсам 3D-игру, и ситуация меняется: количество кадров в секунду критически снижается, из ОЗУ пропадают все свернутые приложения и т.д.
А вот по части коммуникационного оснащения ‘Яндекс’ не жадничал и установил двухдиапазонный Wi-Fi модуль, порт USB Type-C (USB 3.1, с возможностью быстрой зарядки до 50% за 35 минут), NFC, слот для второй Sim и LTE-модуль с поддержкой всех российских бэндов.
С фото- и видеосъемкой у ‘Яндекс.Телефона’ все крайне печально: основная двойная камера на 5 + 16 Мп снимает хуже, чем гораздо более дешевые конкуренты, а на момент выхода аппарата, второй модуль и вовсе был отключен программным путем и должен был “включиться” позже вместе с апдейтом ОС. Так или иначе, даже после выхода этого обновления качество фотографий так и не улучшилось, что вызывает логичный вопрос – зачем тогда был нужен второй модуль камеры, если он не дает никаких функциональных преимуществ?
Как вы уже могли догадаться, самое прекрасное что есть в ‘Яндекс.Телефоне’ – это софт. Устройство работает под управлением Android 8.1 с достаточно качественно оптимизированной оболочкой ‘Яндекс.Лончер’. Она не слишком отличается от чистого Android, хотя и интерфейс и насыщен сторонними элементами.
Во-первых, тут прямо из коробки можно сразу получить доступ ко всем популярным сервисам ‘Яндекса’, среди которых имеется музыкальная стримминговая платформа, платежная система, почтовый клиент, браузер, облачное хранилище, маркетплейс, вызов такси, каршеринг, навигация и многое другое. Таким образом, у компании получилось предоставить в распоряжение пользователя целую экосистему полезных сервисов, которые сегодня стали неотъемлемой частью жизни большинства жителей крупных городов. Но не стоит думать, что ‘Яндекс’ навязывает свои приложения: в смартфоне установлены и родные Google-сервисы вроде Google Play, Карт и Ассистента.
Во-вторых, голосовой помощник ‘Алиса’ получил глубокую интеграцию в аппарат и поддерживается на уровне железа, т.е. способен работать в фоне, отзываясь на команду “Слушай, Алиса”. У этого ассистента много весьма забавных возможностей, но обрабатывать внешние сценарии ‘Алиса’ не может и часто пытается найти нужную информацию в Интернете. Одной из главных особенностей помощника являются персонализированные подсказки, которые утром говорят вам о погоде, вечером – о наличии пробок на дорогах и времени на дорогу домой, и пр. в зависимости от обстоятельств.
На практике
Кто бы что ни говорил, а спрос на ‘Яндекс.Телефон’ есть, люди активно покупают эту модель, причем аудитория у смартфона довольно разношерстная: это как pro-юзеры, ищущие новый пользовательский опыт, так и те, кто мало знаком с мобильными ОС и стремится приобрести максимально локализованное под русский язык устройство. Еще один интересный момент – за полгода ‘Яндекс.Телефон’ собрал пользовательскую базу из тысяч человек, написавших сотни отзывов об аппарате, и их мнения необычайно разные. За оригинальность его могут хвалить пользователи, искушенные топовыми флагманами за 60-90 тысяч рублей, обычным же людям ‘Яндекс.Телефон’ приглянулся за низкий порог входа. Негативные отзывы также нередко встречаются, в основном они касаются скорости работы и, что удивительно, мнения диаметрально разнятся: кому-то не нравится скорость работы (хотя другие почему-то в восторге от быстродействия аппарата). Единственное в чем сходятся большинство покупателей: — здесь отвратительная камера и качество материалов, но при этом удобный интерфейс и хорошая эргономика. Радует, что ‘Яндекс’ отвечает на все комментарии, оставленные на ‘Яндекс.Маркете’ и даже иногда подсказывает как решить ту или иную проблему.
В-третьих, для привлечения новых клиентов и повышения интереса к телефону со стороны уже существующей пользовательской базы, ‘Яндекс’ дарит полугодовую подписку на ‘Плюс’, включающий в себя скидки и бонусы на другие сервисы компании, например, это:
- полный доступ к ‘Яндекс.Музыке’ без рекламы и в высоком битрейте;
- 10-процентная скидка в ‘Яндекс.Такси’;
- бесплатный просмотр фильмов и сериалов на КиноПоиске;
- скидки в ‘Яндекс.Драйве’;
- дополнительная пространство в облаке ‘Яндекс.Диск’
Выводы
Несомненно, мы увидели лишь первую попытку ‘Яндекса’ заявить о себе на рынке смартфонов, этим и объясняется относительно низкое качество данного продукта. Кроме того, при покупке этого смартфона следует учитывать, что он нацелен не на продвинутых гиков, а на обычных людей, подыскивающих девайс, который сможет обеспечить им все стандартные возможности современных мобильных устройств (просмотр медиаконтента, общение в мессенджерах/соцсетях, небольшие игры), но и не требующий каких-то особых знаний для полноценного использования; строгий дизайн – лишнее тому доказательство. Что касается цены, то на старте продаж она действительно была завышена и составляла 18 тысяч рублей, сейчас же стоимость ‘Яндекс.Телефона’ опустилась до вполне разумных пределов и аппарат можно найти за 11-14 тысяч.