О переговорах Сбербанка с владельцами 2ГИС о вхождении в капитал этого картографического сервиса РБК рассказали два источника, знакомых с планами госбанка. Топ-менеджер крупной интернет-компании, в свою очередь, утверждает, что именно собственники 2ГИС выходили к инвесторам с предложением о продаже бизнеса. Представители Сбербанка и 2ГИС отказались от комментариев.

2ГИС, согласно измерениям Mediascope, входит в топ-10 работающих в Рунете холдингов. В июне 2019 года его ежемесячная всероссийская аудитория на десктопах и мобильных устройствах равнялась 19,7 млн человек, проживающих в крупных городах. Аналогичный показатель всех проектов самого Сбербанка — 35,4 млн человек. В пресс-службе 2ГИС уточнили, что, по их данным, в июле 2019 года приложение запускалось на 49,3 млн устройств.

Разработчик сервиса — новосибирское ООО «Дубльгис» — был зарегистрирован как отдельное юрлицо в июле 2004 года. До этого проект был частью компании «Техноград плюс», которая занималась производством профессиональных геоинформационных систем. Основатель 2ГИС Александр Сысоев сейчас является гендиректором ООО «Дубльгис», учредителем которого выступает кипрская 2Gis Ltd.

Осенью 2015 года сервис привлек первые инвестиции — $40 млн от фондов Baring Vostok и венчурного фонда ru-Net Holdings Леонида Богуславского. Сейчас Александру Сысоеву принадлежит 48,5% акций кипрской 2Gis Ltd, у Дмитрия Сысоева — 19,8%, у президента российского 2ГИС Веры Гармаш и руководителя департамента R&D Бориса Берхина — по 4,7%, у структур Baring Vostok — 20%, у ru-Net Holdings — 2,3%.

В июле 2019 года стало известно, что Сбербанк и Mail.Ru Group создадут совместное предприятие стоимостью свыше 100 млрд руб. СП будет действовать в сфере доставки еды и транспорта.

Ранее банк создал совместное предприятие с конкурентом Mail.Ru Group — «Яндексом». В общий проект «Яндекс.Маркет» госбанк вложил 30 млрд руб. Кроме того, у Сбербанка контроль в платежной системе «Яндекс.Деньги» и «золотая акция» самого «Яндекса».

Реклама на Компьютерре

В 2019 году банк должен стать владельцем 46,5% интернет-холдинга Rambler Group Александра Мамута. В последнем рейтинге самых дорогих компаний Рунета, составленном журналом Forbes, 2ГИС занимает восьмое место, его стоимость оценивается в $243 млн.

Тем временем Mail.Ru Group партнерстве с инвесткомпанией Proxima Capital Group договорились о приобретении контрольной доли в компании YouDrive, которая развивает сервисы каршеринга. В периметр сделки войдут каршеринг YouDrive, сервис краткосрочной аренды машин для такси YouDrive Business и платформа для передачи автомобилей в каршеринг YouDrive Pool.

«Соглашение укрепит приоритетную для экосистемы компании вертикаль мобильности: транспорт — один из крупнейших цифровых потребительских рынков в России, а каршеринг имеет большой потенциал синергии с бизнесом такси», — говорится в сообщении Mail.Ru Group.

Источник РБК, знакомый с деталями сделки, утверждает, что в дальнейшем YouDrive будет внесена в совместное предприятие, о создании которого Сбербанк и Mail.Ru Group объявили в июле 2019 года. Именно поэтому, по его словам, актив будет указываться в статусе как «выставленный на продажу».

«Сделка готовится исключительно под СП, инвестиции будут поделены на несколько долей. Часть средств внесeт Mail.Ru Group, часть — Proxima Capital Group, а затем еще часть — СП Mail.Ru Group и Сбербанка после его создания. Всего в компанию инвестируют до $40 млн. При этом в процессе переноса YouDrive в СП Mail.Ru Group получит свои средства назад — доля компании будет выкуплена совместным предприятием за ту же сумму, которую Mail.Ru Group первоначально заплатит за актив», — поясняет собеседник РБК.

В Mail.Ru Group официально лишь уточняют, что стороны планируют привлечение новых партнеров для YouDrive, а развитие этого направления «полностью соответствует стратегии анонсированной ранее o2o-платформы (online-to-offine) Mail.Ru Group и Сбербанка, поэтому инвестиция может быть передана в совместное предприятие».

«Инвестиция полностью соответствует нашей стратегии: она позволит развивать экосистему Mail.Ru Group. Сделка также комплементарна целям совместной платформы со Сбербанком: каршеринг расширит предложение в сфере транспорта и поможет удовлетворить большинство потребностей пользователей в мобильности», — отмечает генеральный директор Mail.Ru Group Борис Добродеев.