Обычно мы воспринимаем робота как запрограммированную машину без чувств, которая выполняет свои функции, чтобы помочь людям. Но все мы можем вспомнить легкое возмущение от какой-нибудь невзначай дерзкой реплики Алисы. Недавнее исследование в Университет Карнеги — Меллон доказало, что роботы могут по-настоящему обидеть человека. И этим они ему не помогут, а скорее наоборот — ухудшат человеческую производительность.

Исследование проводилось следующим образом: 40 участников провели 35 партий с человекоподобным роботом Pepper в игре Guards and Treasures, развивающей рациональность. Каким-то партнерам робот бросал насмешки, например: «Я должен сказать, что вы ужасный игрок» или «В ходе партии ваша игра стала неловкой». Других он подбадривал. Те игроки, которые получали одобрение были лучше вовлечены в игру и получили больше баллов. Те же, кого робот критиковал, чувствовали неуверенность и это уменьшило их счет.

Результаты совпадают с предыдущими исследованиями влияния так называемого Trash Talk на игрового оппонента между двумя людьми. Как отметил один из участников эксперимента, переживанию негативных эмоций не помешало даже осознание, что робот просто так запрограммирован и делает это ненамеренно.

Люди все чаще сталкиваются с умными голосовыми помощниками или, например, ботами в больницах (в том числе психиатрических). Поэтому программисты должны научиться понимать, как лучше всего обрабатывать аргументы дроида, если он знает что-то лучше вас. Показателен пример робота CIMON, полетевшего в качестве компаньона и помощника на МКС в прошлом году. Тогда на одну из просьб экипажа он неожиданно ответил критикой и даже слегка обиделся. В условиях космического пространства такая мятежность могла бы стать экстремальной, и робота выключили до конца полета.

Источник

Реклама на Компьютерре