Экзопланеты: от открытия до поисков жизни

Солнечная система не единственная галактика во вселенной. В ночном небе люди видят миллиарды других звезд. Но кое-что ускользает от взора обычного человека. Тем не мнее в прессе довольно часто можно встретить сообщения о том, что какая-либо экзопланета потенциально может быть пригодной для жизни.

Экзопланеты — это планеты, вращающиеся вокруг других звезд за пределами Солнечной системы. По сравнению со звездами они очень маленькие и не могут так ярко светить, поэтому их обнаружение долгое время было невозможным, а само существование находилось под вопросом. Звезды буквально прятали планеты за своим ярким светом.

Как их открывают

Никто точно не знает, какая экзопланета была открыта первой. Так получилось из-за сложности определения объектов в космосе. Кроме экзопланет есть звезды, а между ними находятся бурые карлики — это так называемые «субзвёзды». Они тяжелее планет, но легче звезд.

Самое раннее заявление об обнаружении экзопланеты датируется 1988 годом, однако подтвердить, что это была именно экзопланета, удалось только спустя 15 лет, в течение которых уже были обнаружены десятки новых экзопланет. Методов открытия экзопланет тоже не так мало.

Первое надежное открытие экзопланеты случилось в 1995 году, у звезды солнечного типа. С помощью сверхточного спектрометра астрономы обнаружили покачивание звезды в созвездии Пегаса с периодом 4,23 сут. Это один из способов открытия других планет. И звезды и планеты вращаются вокруг общего центра масс, и в процессе влияют друг на друга. Например, если смотреть на Солнечную систему издали, то Юпитер больше влияет на Солнце, чем все другие планеты, так как он самый тяжелый. При наблюдении мы заметим, что с периодом обращения Юпитера Солнце то приближается к наблюдателю, то удаляется, и по строгой периодичности процесса можно догадаться, что там действительно есть невидимый спутник. Этот способ подходит тогда, когда есть одна звезда и одна тяжелая планета.

Фото: wikipedia.org
Всего методов обнаружения около десятка. В основном они связаны с наблюдением за поведением звезды и с замерами каких-либо их величин (периодических пульсаций, светимость или яркость звезды и т.п.). Конечно, есть способ получения прямых изображений, но используется он редко. Чаще всего он работает, если планета достаточно удалена от звезды и обладает большими размерами. Сейчас есть всего несколько десятков качественных прямых изображений экзопланет.

Какие бывают экзопланеты

Самый часто встречающийся тип экзопланет — это сверхземли (суперземли). Такие планеты превосходят Землю по массе примерно в 5–10 раз. Они могут иметь разный состав, могут быть каменными, могут иметь толстые газовые оболочки. Они весьма многочисленны и не похожи ни на одну планету в Солнечной системе. Наиболее вероятно, что землеподобные планеты благоприятны для возникновения жизни.

Фото: wikipedia.org

Второй тип планет — газовые гиганты. В 1995 году ученые как раз обнаружили планету такого типа, которая очень напоминала Юпитер. Эти планеты в основном состоят из водорода, гелия, аммиака, метана и других газов.

Фото: alivespace.ru

Есть также одиночные планеты, у которых нет своей звезды. Точнее они были раньше, но что-то случилось с самой звездой, либо планета каким-то образом покинула систему.

А есть ли там жизнь

Сейчас известно огромное количество экзопланет, а если еще считать кандидатов в экзопланеты, то их количество уже превышает 20 тысяч. Часть из них, даже из известных планет, потенциально могут быть обитаемыми. Как же мы можем убедиться в том, что на этих планетах есть или может быть жизнь?

Определить есть ли на экзопланете жизнь земного типа помогают биомаркеры — вещества, которые говорят о том, что на планете могут существовать растения или микроорганизмы. Основных биомаркеров пять: кислород, озон, вода, метан и углекислый газ. Каждый из них по отдельности может иметь естественное происхождение, в то время как их комбинации могут указывать на жизнь земного типа.

Если эта пятерка присутствует в атмосфере планеты, которая по массе и радиусу похожа на Землю и находится в зоне обитаемости (расстояние от экзопланеты до звезды, на котором планета может получать энергию от своей звезды), то вероятность, что там присутствует жизнь земного типа, велика.

Фото: pexels.com

Сможет ли человек там жить

Сначала нужно понять, действительно ли планета пригодна для жизни. На данный момент научное оборудование еще не настолько совершенно, чтобы полностью это доказать. Расстояние от Солнечной системы до ближайших возможных экзопланет земного типа составляет 50 световых лет.

Впрочем, в этой области постоянно совершаются новые открытия. В конце февраля астрономы из Кембриджского университета опубликовали результаты исследования планеты K2-18b, расположенной в 124 световых годах от Земли. Ученые пришли к выводу, что условия на этой экзопланете могут быть максимально близки к земным. А если точнее – данные говорят о высокой вероятности наличия там воды в жидком виде.

В настоящее время ученые больше занимаются поиском и изучением атмосферы таких планет. Всего за несколько десятилетий, наука от идеи, что где-то еще возможна жизнь, пришла к возможности указывать на конкретные объекты. Возможно, что в далеком будущем мы сможем переселиться на одну из таких планет.