Ученые диагностировали рак у динозавра

Канадские исследователи поставили диагноз динозавру по останкам костей древнего существа. Методы диагностики, разработанные для людей, помогли ученым определить, что динозавр страдал последней стадией рака кости.

Изначально ученые исследовали искривленную часть окаменелостей Центрозавра. Необычная масса на кости считалась заживающим переломом. Однако теперь ученые выяснили, что большой нарост на кости ноги умершего животного оказался злокачественной опухолью.

Ученые отметили, что такой диагноз впервые был поставлен динозавру.

Фото: extinct-animals.fandom.com

Окаменелости были найдены на территории Канады в 1989 году. Останки принадлежат рогатому динозавру из рода Центрозавров, которые жили в меловом периоде более 100 млн лет назад.

Образец принадлежит особи, которая жила около 76-77 млн лет назад. При обнаружении внимание ученых привлекла деформированная масса на конце малоберцовой кости, — кости голени, — древнего животного. Исследователи считали, что это может быть перелом, который плохо сросся. Однако врач-остеопат Марк Кроутер заметил необычную кость динозавра во время посещения Королевского Тиррелловского палеонтологического музея в Альберте и решил более тщательно исследовать образец.

Для нового исследования была собрана специальная команда ученых, состоящая из патологов, врачей-радиологов, травматологов, хирургов и ортопедов. Также в команду вошли эксперты, специализирующиеся на заболеваниях динозавров.

Команда изучала кость, сделала слепки и компьютерную томографию образца. Затем ученые провели разрез ископаемого на тонкие срезы и изучили части кости под микроскопом. В результате ученым удалось реконструировать поперечное сечение всей кости, внутри и снаружи, чтобы определить заболевание и степень прогрессии.

Исследователи смогли поставить диагноз: остеогенная саркома (остеосаркома) — тип рака, который поражает кости людей и других животных. Чаще всего опухоль возникает на концах длинных костей ног, что случилось с центрозавром.

Фото: newatlas.com

Ученые подтвердили диагноз, сравнив пораженный образец с малоберцовой костью от здорового динозавра того же вида, а также с малоберцовой костью человека с остеосаркомой.

Также ученые выяснили, что рак динозавра находился на последней стадии, и, вероятно, распространился бы по всему телу к моменту смерти существа. Однако, причиной смерти стала не болезнь. Окаменелость была найдена среди останков других центрозавров, что говорит о том, что особь внезапно погибла как часть стада.

Исследование было опубликовано в журнале The Lancet Oncology. Видео ниже показывают работу ученых.