Владимир Макаров (ЕМИАС): Самозапись к врачу есть почти во всех поликлиниках Москвы

Большинству из нас от одного до нескольких раз в год приходится навещать районные поликлиники — по какому бы то ни было поводу, но приходится. В течение многих лет можно было наблюдать одну и ту же картину: очереди в регистратуру, в которых периодически поднимается ругань, сварливые сотрудники («Где ваша медицинская карта? Не знаете? Вот и я не знаю, нету вас тут!»), врачи и медсёстры, на протяжении всего времени приёма вручную заполняющие пачки бланков и не поднимающие глаз на пациента. Годами, если не десятилетиями, одна и та же картина, как будто время в этой сфере остановилось. И вдруг что-то начинает меняться. Из самого заметного: в фойе поликлиник появились зелёного цвета автоматы, через которые теперь можно записаться на приём к врачу без необходимости препираться с регистратурой. Но это только часть проводимой реформы.

Появились ещё и возможности дистанционной записи. Но многие ли об этом знают? И многие ли знают вообще, что такое ЕМИАС — Единая медицинская информационно-аналитическая система, развёрнутая в поликлиниках города Москвы? Об этой системе и об информатизации московских поликлиник в целом «Компьютерре» рассказывает Владимир Макаров, заместитель главы Департамента информационных технологий города Москвы.

— Как, где и когда родился проект ЕМИАС?

Владимир Макаров, ЕМИАС: мы никого не заставляем работать с компьютерами— Рождалась система несколько лет. Началось все с того момента, когда Президент инициировал программу по модернизации здравоохранения с использованием современных технологий в этой области. В 2008 году, с появлением Департамента информационных технологий города (ДИТ), начались уже активные предметные обсуждения.

ЕМИАС — многолетняя программа, и по мере трансформации системы здравоохранения система будет развиваться. И что-то мне подсказывает, что этот процесс бесконечный: постоянно можно что-то улучшать, совершенствовать, развивать, опираясь на потребностях пациентов и врачей. Если говорить о Москве, то создание ЕМИАС, по сути, началось в середине 2011 года после принятия первого нормативного акта, определившего первоочередные мероприятия в этой сфере.

— И на каком этапе сейчас находится эта система?

— Сейчас Москва сконцентрировалась на амбулаторно-поликлиническом сегменте. Количество кабинетов, где врачи ведут прием население, составляет порядка 22 тысяч. Для того, чтобы обеспечить их адекватную работу, нам пришлось создать более ста тысяч портов — слаботочных и электрических розеток. Нужно было купить необходимое количество компьютеров с комплексными решениями: это и возможность использования универсальной электронной карты, соответствующие информационные «считыватели», специализированная клавиатура. Базовая инфраструктура уже сформирована, что дает возможность достаточно быстро и гибко развивать функциональную часть того, что мы называем ЕМИАС. Здесь верхушкой айсберга является запись на прием к врачу в электронном виде. Но, по сути, сама по себе система гораздо более амбициозна, чем просто банальное решение задач по формированию электронных очередей.

— И в чём эта амбициозность заключается?

— Изначально, при построении ЕМИАС мы исходили из концепции одной большой «виртуальной поликлиники». И начали мы с того, что люди назвали «электронной регистратурой». Сегодня самозапись к врачу осуществлена практически во всех поликлиниках города. Говоря «практически во всех», я сохраняю за собой право исключить несколько учреждений, где сейчас идет капитальный ремонт. Глупо везти технику, компьютеры в учреждение, где ещё красят потолки. В настоящий момент это уже пройденный этап, поскольку электронная запись и регистратура внедрены, и сегодня основные усилия сконцентрированы в двух областях: развитие функциональных сервисов и внедрение системы на уровне медицинских работников.

— Сколько такой техники уже в работе?

— Сегодня поставлено больше десяти тысяч компьютеров, на которых активно производится обучение или уже непосредственная работа. До конца года мы планируем, что все 22 тысячи компьютеров будут внедрены. И это только начало пути. Дальше нас ожидает внедрение электронной карты, системы персонифицированного учета в медицинских учреждениях, работа с регистрами и многое другое. Причем мы планируем достаточно далеко, вплоть до выхода в дошкольные и школьные медицинские учреждения, в соответствующий медицинский кабинет, с предоставлением необходимой информации для медработника в школе.

Это и информационное обеспечение, связанное с диспансеризацией, с диспансерами и наблюдением, это разные вещи. Мы очень активно ведем работы по интеграции в ЕМИАС и процессов, связанных с лабораторными исследованиями, — не для того, чтобы мышки бегали, а для того, чтобы закрыть полный цикл, и пациент получал данные исследования, вне зависимости от того, куда он обратился. Конечно, наивно было бы полагать, что с 1 января какого-то года все медицинские работники начнут вести свои записи исключительно в электронном виде и все процессы будут отлажены. Ведь обучить нам нужно больше, чем 60 тысяч человек.

По нашим ощущениям и по той обратной связи, которую мы получаем от профессионального сообщества, наши методы позволяют в разы снизить бумажную волокиту и пресловутую околомедицинскую писанину: не амбулаторные карты и записи медицинского свойства, а ведение форм, талонов посещения для того, чтобы обеспечивать расчеты.

— А как самим врачам эти новшества?

— Честно говоря, мы ожидали чего-то куда худшего, нежели то, что наблюдаем сегодня. Признаюсь, сотрудники регистратуры в поликлиниках встречали нас с опаской. Были даже случаи, когда мы только заносили коробки с компьютерами в поликлинику, как работники бежали к главному врачу писать заявление об увольнении. Тем не менее, я не видел, чтобы кто-то в результате и вправду ушел. Потому что дальше становится очевидна польза от использования современных информационных и IT-технологий.

— Как происходит внедрение этих технологий?

— Помогают молодые люди в зеленых халатиках с надписью «консультант ЕМИАС» — сейчас они уже стали неотъемлемой частью поликлиники. Они гармонично вписали новые технологии в жизнь, например, регистратуры. В результате мы её колоссальным образом разгрузили. Сегодня 70-80% записей на приемы к врачу осуществляются без участия регистратуры. А это десятки тысяч — даже, наверное, ближе к сотне тысяч — пациентов в день. Заменили ее машины: либо инфоматы непосредственно в поликлиниках, либо call-центр, который работает круглосуточно, либо интернет.

Правда, само по себе создание электронных очередей размеры этих очередей не уменьшает. Но, тем не менее, в медицинских учреждениях ситуация улучшилась, и значительно. И это неизменно создает позитивный фон — и руководители медицинских учреждений довольны, и сотрудники регистратуры. Они понимают, что уже прошли обучение, и это оказалось не так страшно.

Следует учитывать, что мы не используем вообще никакого административного давления, не бегаем с приказами, и вообще наша концепция далеко выходит за рамки «прибежал — что-то поставил — убежал». Мы пришли в поликлиники всерьез и надолго, наши «внедренцы» на «боевом посту» находятся по 12 часов — с восьми до восьми шесть дней в неделю, не менее чем по два человека на учреждение.

Вот это все в совокупности, в общем-то, сформировало весьма позитивные ожидания и отношение медицинского персонала учреждений к той работе, которую мы проводим. Ну и, надо отдать должное: везде, где только можно, мы декларируем один и тот же принцип: для нас в центре всей нашей работы находятся пациент и врач.

Скриншот сайта ЕМИАС.рф

— Из чего состоит информатизация отдельно взятой поликлиники? Кроме инфоматов, естественно.

— Каждый медицинский работник должен иметь возможность вести всю свою работу в электронной форме. И мы, безусловно, приложим все усилия, чтобы медицинского работника промотивировать — но не заставлять! — работать с электронными средствами. Ну, знаете, сегодня трудно себе представить человека, который документы будет печатать на печатной машинке или реферат писать от руки. Даже, например, мой папа, который с компьютерами совсем не дружил, но вот пришлось освоить, и ничего, справляется. Да, одним пальцем, но это не так страшно.

Нам кажется правильным создать такое программное обеспечение, которое позволило бы реализовать примерно похожий механизм. При этом самый правильный маркетинговый подход — это когда два врача встречаются в коридоре, один из них уже в «электронной жизни» и рад этому, и он рассказывает второму: «Вот, ты попробуй. Понятно, что ты помучаешься первое время, любое новшество нужно освоить, но потом твоя работа станет гораздо удобнее, комфортнее и радостнее».

Врач должен иметь возможность оказывать медицинскую помощь пациенту, реализовывать и обеспечивать свои потребности в электронной форме. Базово это выглядит как: компьютер у каждого на рабочем столе, централизованная SaaS — предоставляемое по технологии SaaS подключение, транслируемое на компьютер.

Мы исходили изначально из мысли, что в поликлинике никогда не будет самостоятельных специализированных IT-подразделений. Это накладывает свой отпечаток. Все, что мы делаем, мы должны делать таким образом, чтобы поликлиника не оставалась один на один с какими-то проблемами, которые несвойственны для медицины. Компьютеры установлены не простые, а с расширенной гарантией на ближайшие три года, с выездом на место, с диагностикой неисправностей, не позднее, чем на следующий рабочий день, и не важно, что сломалось: подвисла операционная система, не работает клавиатура, компьютер не загружается или провод оборвался. Это прописано в госконтракте и обеспечено банковской гарантией.

Что касается всего остального, то тут мы уходим преимущественно в сервисную модель. Город не заинтересован в том, чтобы наращивать объемы средств, задействовать органы исполнительной власти и огромные IT-компании. Если мы раньше покупали услуги связи на канальном уровне, а дальше сами строили сети, покупали коммутаторы, все это содержали и ремонтировали, то сейчас перешли на другую модель — мы платим за услуги связи, причем за качественно оказанные услуги. Если перерыв в оказании услуг превышает установленный период, то деградирует стоимость услуги, и выставляются штрафные санкции. При этом есть долгосрочные государственные контракты сроком на три года, что, в общем-то, даёт возможность практически полностью амортизировать само телекоммуникационное оборудование, которое ставит оператор связи.

По очень похожему сценарию мы пошли с инфоматами. Владеть этими железными друзьями, иметь на балансе и отвечать за сохранность всего имущества, раскиданного по всей Москве, тоже не очень-то удобно. Но опять-таки: нам железка нужна или чтобы люди имели возможность записаться на прием к врачу с помощью этой железки? Вот если люди могут записаться на прием к врачу с помощью этой железки, мы платим за услугу доступа к интерактивным сервисам ЕМИАС. Естественно, в это закладывается амортизация, техническое обслуживание, бумага и работа по замене этой бумаги.

По той же самой схеме мы пошли и с печатью, потому что принтеры ломаются, их нужно обслуживать, менять картриджи и так далее. В результате, что мы имеем? — большое количество закупленных сервисов, за которые мы платим только в случае, если услуга оказывается.

— То есть, на самом компьютере софта, в сущности, и нет?

— Собственно, поэтому и нет! Дешево и сердито. Все, что нам нужно — это Firefox. Ну, Firefox и достаточно сложный набор технических middleware — приходится работать все-таки с нестандартными «железками», — а также карты медицинского работника, библиотеки для работы с электронной подписью, электронный замок. Компьютер без введения карточки врача даже загрузить невозможно. Не вставил — не загрузится. Вынул — компьютер выключился или заблокировался.

Плюс, конечно, для того, чтобы обеспечить функциональность, мы даем Open Office, чтобы врач мог иметь возможность там какие-то свои собственные документы печатать. Вне зоны мы сейчас разрабатываем интерактивные информационные сервисы.

Имеется в виду всевозможная информация, начиная от справочников лекарственных препаратов, заканчивая доступом к медицинской библиотеке. Со временем мы надеемся поднять свой call-центр — компьютеры, оборудованные микрофонами, колонками, видеокамерами. Собственно, почему мы не рассматриваем возможность друг другу звонить? Потому что с телефонией дела обстоят примерно так же плохо, как и вот обстояли дела с электрикой и с компьютерами. Сети все еще старые, разрушенные. И, думаю, что такой сервис для медицинских работников поднимем, опять-таки, по централизованной модели.

— Как обстоит дело с мобильными устройствами для клиентов, то есть для пациентов?

— Наше требование в этой части исходит из следующего: все сервисы не могут быть для населения платными. Если вы накручиваете какой-то дополнительный функционал — тогда на здоровье. За это вы можете брать деньги, но базовые сервисы, которые мы поставляем, должны быть бесплатны. Все идет по пути открытия API, чтобы любой разработчик имел возможность использовать протоколы вот в рамках Open Data в целом. И здравоохранение здесь не исключение. У нас есть нынешние протоколы, которые при соблюдении требований безопасности мы готовы открыть любому участнику рынка, который может брать и разрабатывать свои собственные приложения. Мы планируем к концу года открыть API для ведущих IT-компаний и многих ведущих интернет-компаний: для «Яндекса», «Рамблера», для Mail.ru. Мы в этой части достаточно открыты и заинтересованы в том, чтобы всё было информатизированно.

— Какая часть пациентов пользуется новыми способами для записи к врачу?

— Сейчас процентов 50-60 всей записи идет через инфомат. На практике это означает, что люди приходят в поликлинику только для того, чтобы записаться на прием к врачу на другой день. С моей точки зрения, это издевательство. Для решения этой проблемы и на портале госуслуг сделали соответствующий сервис по записи, который ничем не отличается с точки зрения своей функциональности от записи через инфомат.

Мы открыли круглосуточный call-центр, который принимает порядка 15-17 тысяч вызовов в день. И, тем не менее, доля записи через инфоматы снижается, но не настолько динамично, насколько хотелось бы. Представить себе, что человек, зная о возможности дистанционной записи к врачу (телефон для бабушек, для молодежи — интернет и мобильные приложения, которые уже сейчас есть и под iOS, и под Android) в здравом уме сам пойдет в поликлинику, чтобы записаться на другой день — трудновато.

Это значит, все-таки, что осведомленность населения о тех возможностях, которые появились, невелика. Ну и, наверное, сохраняется некоторое недоверие. С этим надо бороться, а посему мы, безусловно, заинтересованы в открытии интерфейса всем, кто в состоянии предоставить качественный сервис для населения. И это главное.

Что касается инфоматов, теоретически и практически мы можем увеличить их количество. Правильнее, однако, сделать некоторый дефицит и возле инфоматов развесить объявления: возьмите телефон и позвоните. Дальше мы стимулируем людей переходить на удаленный режим записи к врачу. Расписание ничем не отличается: система централизованная, все работают с единой базой — что оператор call-центра, что сотрудник регистратуры поликлиники, что инфоматы. Соответственно, никакой разницы между инфоматом и call-центром нет.

— Насколько открыта информация непосредственно о поставщиках?

— Открыта в соответствии с 94-м законом (Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», прим.), что считается в рамках размещения государственных заказов через портал госзакупок (zakupki.gov.ru, www.gov-zakupki.ru, — прим.), соответственно, вся информация там есть.

— Ну, вот компьютеры, как видно, поставлялись от Lenovo. Напрямую или через третье лицо?

— Через третье лицо. 94-м законом предполагается процедура размещения аукциона. Представляете себе разницу между конкурсом и аукционом? Так вот на аукционе — единственный критерий — это цена. Ты пишешь техническое задание, подают заявки потенциальные участники аукциона со своими предложениями. Ты не знаешь их названий, ты их не видишь. Не зная, кто стоит за каждой заявкой, принимаешь решение о допуске/недопуске к аукциону — на основании предоставленной информации и технического задания, которое ты разместил. И дальше они где-то на электронной площадке торгуются, а ты узнаешь только результаты.

Поэтому у нас весьма ограниченные возможности для какого-то влияния на проводимый аукцион, на проводимые закупочные процедуры в рамках аукциона. Ограниченные, хотя мы имеем возможность оперировать техническим заданием, техническими требованиями, и то — соблюдая закон о защите конкуренции.

Соответственно, с соблюдением всех тех процедур, которые установлены 94-м законом. Ну, собственно, на этом наши возможности и заканчиваются. Если говорить про эту поставку, это была Lenovo через Aquarius.

— А кто производит услуги?

— Вообще в этом проекте работает порядка 4000 человек и порядка 30—35 различных компаний. Вообще ДИТ — это организация, будучи одним из крупнейших заказчиков IT в Российской Федерации (по крайней мере, думаю, в Топ-20 мы точно входим, если не в Топ-10); понятно, что мы, по сути, как пылесос собираем те ресурсы, которые есть на рынке, не только по здравоохранению, но и по другим областям. Если говорить про конкретные случаи, то, например, услуги по инфоматам, у нас победила региональная компания «Инфоматик».

Сейчас занимаемся организацией сервиса печати, про который я рассказывал, мы там сделали 20 аукционов, понимая, что одного игрока, который в состоянии переварить и качественно предоставить сервис на такое огромное количество печати, не существует.

Мы их раздробили по определенному принципу, и там, знаете, целый «компот» исполнителей: за кем-то Xerox стоит, за кем-то Hewlett Packard, за кем-то Ricoh, Kyocera. Если говорить про разработку софта, то, опять-таки, мы идем по пути децентрализации. У нас нет такого понятия, как генподряд, в принципе. Нет такой структуры, которая в состоянии переварить весь этот проект качественно. Есть такие, которые просто в состоянии освоить деньги и на этом успокоиться, но это не совсем наш случай.

Если посмотреть на архитектуру ЕМИАС, прописанную в постановлении правительства, то она состоит из некоего консолидированного набора сервисов, каждый из которых самодостаточен — один сервис разрабатывает ЛАНИТ, второй — IBS, третий — «Медлайнсофт», четвертый — «Парус».

— Ну, то есть, самые большие в городе?

— Да. Другое дело, что зубры борются между собой в рамках конкурсной процедуры. Так или иначе, мне кажется, команда у нас сейчас одна из самых сильных в Российской Федерации, и надеюсь, что результаты не заставят себя долго ждать.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях