Почти космос: туристические путёвки в стратосферу вслед за Артемием Лебедевым

После долгого затишья интерес к полётам в верхние слои стратосферы возродился с новой силой. Пускай это не ближний космос – масса впечатлений всё равно гарантирована. Раньше такой подъём требовал серьёзнейшей подготовки. Даже опытные пилоты гибли из-за отказа техники, а вернувшихся стратонавтов считали настоящими героями. Сейчас современные технологии впервые позволяют превратить опасный спорт и самоотверженные исследования в разновидность развлечения. Дизайнер, блогер и путешественник Артемий Лебедев собирается стать первым российским туристом, поднявшимся на стратостате испанской компании Zero 2 Infinity.

Наибольший интерес представляют именно верхние слои стратосферы, условно начинающиеся с 25 километров. С такой высоты Земля уже не выглядит плоской, а воздух и городская засветка не мешают наблюдать космос. На HDR-снимках визуально чёрного неба можно одновременно увидеть Солнце и другие звёзды.

Сделать такую фотографию туристы смогут только через затемнённый иллюминатор герметичной гондолы. Жёсткий ультрафиолет ослепляет и обжигает, а выше 19 км давление за бортом настолько низкое, что без высотного компенсирующего костюма или скафандра кровь закипит при температуре тела.

Сложность создания герметичной гондолы с системами поддержания адекватной температуры и давления долго не давала подняться хотя бы в нижние слои стратосферы. Впервые эту задачу смогли выполнить щвейцарский учёный Огюст Пикар и его ассистент Пауль Кипфер. 27 мая 1931 года они поднялись на 15 785 м и едва смогли приземлиться из-за обилия технических проблем.

Установленный рекорд вызвал сильнейший интерес и спровоцировал бурное развитие техники подобных полётов в тридцатые годы, но вторая мировая война внесла свои коррективы. К теме стратостатов вернулись лишь в пятидесятые. В этот период было накоплено максимальное количество сведений о стратосфере, особенностях её состава и динамики. Исследования оказали огромное влияние на развитие воздухоплавания в целом.

Рекорды подъёма на различных летательных аппаратах

Мировой рекорд высоты полёта на вертолёте был установлен 21 июня 1972 г. Французский лётчик Жан Буде поднялся на 12 442 м в кабине Aerospatiale SA-315В.

31 августа 1977 г. заслуженный лётчик-испытатель Александр Федотов поднялся на самолёте МиГ-25М на высоту 37 650 м. Рекорд удерживается до сих пор.

Экспериментальный ракетоплан North American X-15, управляемый пилотом Джо Уокером (Joe Walker), 22 августа 1963 года достиг максимальной высоты 107 960 м.

Последний пик популярности пилотируемых стратостатов пришёлся на середину шестидесятых годов. Затем приоритеты изменились в связи с начавшейся космической гонкой и затянувшейся холодной войной. В то же время с 1966 года в СССР на высоте 20 километров работала автоматическая обсерватория «Сатурн» с шеститонным телескопом. Стратостаты активно продолжали использоваться для научных исследований и метеорологических наблюдений. Подобно «Сатурну», они были беспилотными и уже не вызывали былого интереса.

Рекорды подъёма на стратостатах

2 февраля 1966 г. американский парашютист Николас Пиантанида поднялся на стратостате StratoJump-2 на высоту 37 643 м.

14 октября 2012 г. австрийский парашютист Феликс Баумгартнер установил новый рекорд подъёма на стратостате – 39 068 м.

27 октября 1972 в США на высоту 52 км был поднят самый большой из когда-либо построенных непилотируемых стратостатов. Объёмом газа составил 1,36 млн м3, а масса аппаратуры – 113 кг.

23 мая 2002 беспилотный стратостат BU60-1 поднялся на высоту 53 км. Площадь оболочки достигла шести тысяч квадратных метров, однако из-за её небывало малой толщины (3,4 мкм) собственная масса оказалась всего 34,37 кг. Именно такое соотношение массы к подъёмной силе и позволило установить мировой рекорд.

В наши дни после полувекового затишья стратостаты стали вновь привлекать внимание военных. В 2011 году Lockheed Martin показала прототип беспилотного управляемого аппарата, разработанного в рамках проекта High-altitude airship. Согласно концепту он будет способен месяцами оставаться в стратосфере и выполнять боевые задачи вместе с наземными силами и спутниковыми группировками.

Подъёмы на 30 – 40 километров сегодня кажутся ещё и крайне привлекательной идеей для развития туризма. Конечно, пассажиры вряд ли проникнутся глубиной необъятного космоса и не испытают невесомости, однако такая путёвка стоит куда дешевле посещения МКС или суборбитального полёта. Сейчас называется ориентировочная стоимость в 143 тысячи долларов.

Пока ещё технология частных полётов в стратосферу находится на стадии доработки. Ранее компания успешно поднимала на расчётную высоту различную технику для мониторинга условий и регистрации динамики полёта (фото- и видеокамеры, GPS-приёмники, телекоммуникационное оборудование). В ноябре 2012 года состоялась имитация пилотируемого полёта с гуманоидным роботом Nao, разработанным компанией Aldebaran Robotics.

Первый подъём стратостата с туристами на борту запланирован на 2015 год. Ожидается, что полетят четыре пассажира и два пилота, а максимальная высота составит 36 километров, однако всё не так просто. Вспомните проект Red Bull Stratos, о котором «Компьютерра» писала в октябре 2012 г.

Это была грандиозная инициатива стоимостью порядка 50 млн долларов. Команда лучших профессионалов готовилась годами. Долго выжидали подходящих метеоусловий, использовали новейшее оборудование, технику и методики NASA. Феликс тоже был не простым туристом, а одним из самых опытных парашютистов-экстремалов, но полёт всё равно прошёл не так, как планировалось. Вместо расчётных 36 580 м высота подъёма превысила 39 км. Более того, на последнем участке капсула не тормозилась, а разгонялась из-за неожиданно сильного нагрева гелия солнечными лучами.

Опыт команды Red Bull Stratos и последующая инициатива компании Zero 2 Infinity внесли огромный вклад в современный этап развития стратосферных полётов. Он куда важнее трёх мировых рекордов и позволяет приблизить тот день, когда такие подъёмы станут регулярными и даже обычными.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях