Если взглянуть на сегодняшний цифровой мир глазами пользователя из 90-х, может показаться, что мы живём в раю. Вычислительной мощности хватает для всего, памяти — невообразимые запасы, скорости передачи, чёткость, энергоэкономичность — всё по высшему разряду. Всё, за исключением одного-единственного пункта: зарядные устройства как были необходимым и досадным довеском для каждой цифровой железки, так им и остаются.
Потерянные-перепутанные «зарядники», вечно спутанные провода раздражали уже двадцать лет назад, но чем дальше, тем мучительней становилась проблема. В конце концов, ещё пятнадцать лет тому не было мобильников, десять лет как появились MP3-плееры, четыре года назад мир не знал планшетки. Разве нельзя унифицировать схему зарядки и ограничиться одним зарядным устройством для всего? Пожалуй, можно — и о таком решении, конечно, думают и над ним работают. Лучше того, именно сейчас мы как никогда близки к внедрению. Ну или нам так кажется. Потому что, если честно, имеются объективные сомнения в том, разрешимая ли это вообще задача.
Спору нет, выигрыш от унификации зарядных устройств получится огромным. Для пользователя это возможность разгрузить рабочий стол от лишнего электронного хлама. Для производителей — шанс удешевить производство, радикально сократив выпуск зарядников: можно продавать мобильную электронику с одним лишь шнуром-переходником для подключения к универсальной «зарядке». Наконец, это меньшая нагрузка на окружающую среду — за счёт уменьшения вредных выбросов при производстве и отходов после использования в виде устаревших или сломавшихся зарядных устройств.
Самое замечательное, что нам есть на что опереться. Разъём USB, присутствующий так или иначе почти в каждом цифровом девайсе, способен выступить в качестве универсальной точки контакта между зарядным устройством и аккумулятором (и как минимум один производитель уже проверил на практике теоретические выкладки, изложенные выше: HTC в уходящем году начала продавать некоторые смартфоны без зарядного устройства — и четверо из каждых пяти покупателей сочли такой вариант приемлемым). Так что осталось вроде бы только договориться о чисто электрических параметрах: напряжении, мощности и тому подобной ерунде. Что ж, в конце «нулевых» Apple, Nokia, Samsung и десяток других крупных мобильных вендоров собрались именно для этого — и подписали добровольное соглашение о разработке универсального механизма подзаряда мобильной электроники (прежде всего телефонов) через разъём MicroUSB. А два года спустя Международная электротехническая комиссия (МЭК/IEC) опубликовала соответствующий стандарт (IEC 62684).
Хеппи-энд? Не тут-то было! К моменту публикации стандарта МЭК подписанты потеряли к идее интерес и соглашения не продлили. А вот почему они так поступили, никто в точности не знает до сих пор. Есть только догадки.
Возможная причина номер один — чисто техническая: разным зарядным устройствам нужны разные зарядные токи. И хоть разъём MicroUSB един для всех, подключить к нему можно источники электричества с различными характеристиками. В результате современные смартфоны, подключенные к персоналке через USB, могут заряжаться дольше, чем от «родного» зарядного устройства. Это же обстоятельство толкнуло Apple применить в своих новых смартфонах и планшетках разъём собственной разработки Lightning (рассчитанный на большую мощность). Принудить же ведущих вендоров удовольствоваться стандартными электрическими параметрами, сами понимаете, нереально: кто из них согласится сделать процесс зарядки менее быстрым ради соответствия какому-то там стандарту?
Вот так и получилось, что девайсы Apple заряжаются через Lightning (формально совместимый с USB через адаптер, но только формально), девайсы Samsung быстрее заряжаются через родные устройства зарядки, а Nokia так и вообще отказалась от проводов (об этом позже).
Правда, тут наверняка замешана и причина номер два — корпоративный эгоизм. Что заставляет ту же Apple поступать не так, как все? Отчасти технические соображения: Lightning мощнее USB, удобней USB (шнур можно втыкать любой стороной), тоньше MicroUSB (а значит, и девайс можно сделать тоньше). Однако, вспоминая, что такое поведение привычно для именитых вендоров, можно предположить, что отчасти Apple ведёт себя не как все из самого желания быть не как все! В конце концов, это её и кормит.
С этим тесно связана и возможная причина номер три — опасность использования «усреднённых» технических решений для имиджа конкретной компании. Вспомните летний скандал с гибелью китаянки, пользовавшейся «Айфоном», от удара электрическим током (см. «Не последний звонок»). Не знаю, чем он закончился (были ли обнародованы результаты расследований Apple и полиции?), но что известно наверняка, так это то, что у Apple была возможность выпутаться из ситуации с минимальным ущербом для своего имени: достаточно было сказать, что погибшая использовала неоригинальное зарядное устройство. «Произведено не нами? Значит, мы не можем за него поручиться, значит, оно может быть ненадёжным и небезопасным». Но такая «отмазка» в значительной степени обесценится, если Apple вдруг согласится поддерживать единый зарядный стандарт.
Короче говоря, пустив дело на самотёк, унифицировать «зарядник» вряд ли удастся. Поняв это после двух лет наблюдения за разбродом и шатаниями, Европарламент принял волевое решение: надавить на производителей, принудив их безусловно поддерживать IEC 62684. Черновик закона готов, в марте его планируется принять, и тогда уже в 2017 году каждый смартфон, продаваемый в Европейском союзе, должен будет безоговорочно уметь заряжаться через MicroUSB. Как это переживут та же Apple или Samsung — одному богу известно. Но, может быть, им и не придётся!
Дело в том, что, кроме вышеназванных причин, есть ещё одна, можно сказать, глобальная: высокая скорость эволюции мобильной электроники. Три года назад стандарт MicroUSB был редкостью. Уже через год его может заменить разъём USB 3.0 Micro-B, поддерживаемый сейчас, в частности, Intel. Через четыре же года, когда планируется вступление в силу закона о единой MicroUSB-зарядке, могут исчезнуть сами провода! Ведь беспроводная зарядка — давно не фантастика: Nokia и некоторые другие вендоры уже добавили в свои устройства функцию подзаряда без проводов, формально удовлетворяющую положениям стандарта Qi. А когда «беспроводной технологией» заинтересуется большинство, история повторится: у каждого вендора свои запросы, так что будет, вероятно, и своё — «слегка» отличное от конкурентов — понимание стандарта. Да и не факт, что все на тот же Qi подпишутся: Apple, например, среди его сторонников не числится.
Увы, похоже, аналогичная участь ждёт и универсальное зарядное устройство для ноутбуков (спецификациями которого МЭК обещает разродиться в начале следующего года), и универсальный «иммобилайзер» для мобильников (вспомните «Ваш телефон самоуничтожится через…») — который в Калифорнии политики теперь намерены ввести насильно.
Цели во всех случаях одинаково благородны и… недостижимы?