Портреты из будущего: как быстро накинуть десяток лет и почему компьютер этого не умеет

Молодого человека, который смотрит на вас с фотографии ниже, не существует в действительности. Или, правильней сказать, таким — цветущим, задорным, интересным — ему только предстоит стать. Лет через шестнадцать, пройдя ясли, детсад, показав себя в школе и натерпевшись от юных поклонниц. Потому что перед вами Георг Александр Луис, или просто Принц Георг — вероятный наследник британского престола, пока что проводящий свои дни в абсолютной праздности (в пелёнках).

А «портрет» из будущего принадлежит кисти американки Дианы Линн Валдрон — доктора наук, в свободное время развлекающейся, как сказали бы фантасты, темпоральными художественными опытами. Она загоняет в свой «Макинтош» фотографии знаменитостей и крутит «ручку возраста» в ту и другую сторону. Выполненные ею портреты украшают сегодняшнюю колонку — и, кстати, я специально оставил их без подписей. Попробуйте догадаться, кто на них изображён, а подсказку найдёте в конце рассказа.

Впрочем, спешу расстроить: «ручку возраста» я придумал ради красного словца. По словам Валдрон, программное обеспечение, способное автоматически, научно точно модифицировать снимок человека, добавив ему года или отняв (Линн называет это возрастной прогрессией и регрессией соответственно), пока ещё не написано. Его место занимают графический редактор (в данном случае Photoshop), биологические «запчасти» (скажем, лица родителей: глаза и нос принцу достались от мамы, рот и подбородок отцовские), знание общих условий и капелька таланта.

Работая над портретом, Линн не использует стандартных инструментов вроде морфинга. Вместо этого, опираясь на наследственность, она составляет каркас лица и шлифует его, стараясь учесть всё множество факторов, влияющих на формирование и изменение черт. Это и естественные возрастные изменения (с годами кожа теряет эластичность и покрывается морщинами, провисает, волосы становятся тоньше, усыхают губы и покрываются волосками области вблизи, выцветают глаза, скапливается жирок и т. д.), и образ жизни, и предполагаемый характер. В результате на одно лицо уходит больше суток чистого времени, но результат того стоит.

По отношению к своим работам Валдрон любит употреблять определение «forensically based», что приблизительно можно перевести как «криминалистическое подобие». Иначе говоря, гладкость портрета приносится в угоду достоверности важных отдельных деталей — которые можно предвосхитить с более высокой точностью, чем остальные. Так что результат часто напоминает фоторобота. Над портретом юного Георга она, правда, постаралась, но и для него не настаивает на «стопроцентной схожести». Линн говорит, что не предсказывает будущее, а только предполагает один из вероятных вариантов. Зато настаивает: может, портрет и не будет абсолютно точным, но человека по нему вы узнать должны.

Тут стоит упомянуть, что Линн Валдрон (сейчас ей за 70) сама по себе личность, мягко говоря, неординарная. За свою долгую жизнь она успела позаниматься всем понемногу, начиная от путешествий и журналистики и заканчивая защитой прав человека и компьютерной графикой. Она бунтарка и авантюристка по духу (к слову, ещё будучи студенткой, сократила своё имя до Д’Линн и до сих пор требует, чтобы её называли именно так) и считает сама себя пионером и авторитетом во многих весьма специфических областях знаний вроде ИТ-безопасности, «экономической антропологии» и полдюжины других.

«Портретами из будущего», судя по всему, она зарабатывает на жизнь, так что отнеситесь к её претензиям на правдоподобность и особенно взглядам на конкурентов с известным скепсисом. Вопреки её заявлениям, даже быстрый поиск по апп-сторам и Вебу выдаёт несколько интересных приложений, позволяющих «состарить человека» совершенно автоматически: начиная от явно косметических AgingBooth и Make me old и заканчивая научными проектами вроде Face Transformer, который математически меняет «вторичные свойства» индивида (пол, расу, возраст).

Так кому же верить? Истина, как и всегда, наверняка где-то посередине. С одной стороны, грех не доверить компьютеру чисто графические, рутинные операции: нанесение морщин, оттягивание кожи и т. п. Однако поскольку ни Линн, ни её компьютерные конкуренты заглянуть в будущее, конечно же, не могут, их портреты в любом случае имеют вероятностный характер. То, насколько в действительности по прошествии десятилетий человек будет похож на свой «портрет из будущего», зависит в том числе и от факторов, предсказать которые никто не в силах. Несчастные случаи, злоупотребление наркотическими веществами, условия труда и жизни вообще легко сделают оригинал непохожим на картинку. Однако живой художник по крайней мере может попытаться учесть жизненный контекст (вряд ли тот же Принц Георг подсядет на амфетамины), тогда как машине это недоступно.

Впрочем, к чему слова, если есть как минимум один громкий случай, когда можно сравнить прототип с вероятностным портретом кисти Валдрон? Это история Джеймса Булгера по кличке Уайти.

Булгер, звезда американского преступного мира, отбыл первый тюремный срок в знаменитом Алькатрасе ещё в 50-х годах прошлого века. Потом промышлял рэкетом, не брезговал убийствами, долгое время был информатором ФБР (которое в обмен закрывало глаза на его делишки), а затем фигурировал в списке самых опасных преступников этой же организации. К слову, дороже его головы федералы оценили только голову бен Ладена. Полтора десятилетия он скрывался от правосудия, но в конце концов его нашли — и, как утверждает Валдрон, не без её участия.

В 2005 году ФБР и полиция обратились к Д’Линн за помощью в составлении портрета постаревшего Булгера и его подруги. Сопоставив всю имевшуюся на тот момент информацию о преступнике, Валдрон изобразила его вероятную наружность, описала привычки — однако по каким-то причинам (Линн считает, что ФБР не было заинтересовано в поимке, потому что Булгер мог назвать имена высокопоставленных коррумпированных агентов) публикация затянулась на шесть лет. Как только выполненный ею портрет был опубликован, Булгера поймали. ФБР, правда, приписывает все заслуги себе, но… судите сами. Как видите, никаких чудес. Похоже? Да. Но узнали бы вы этого человека по рисунку?

Что касается Принца Георга, ему не позавидуешь. Он обречён оставаться в центре внимания и служить объектом догадок и предположений до конца своих дней. Неизвестно, насколько точным окажется его «шестнадцатилетний портрет», но, например, с именем британцы уже угадали (вариант «Георг» оказался наиболее популярным у букмекеров). Киберсквоттеры чуть более осторожны: они дождались официального подтверждения, после чего ринулись занимать сотни созвучных доменных имён. Теперь главный вопрос — взойдёт ли наследник на престол, и если да, то как скоро. Британская монархия помнит периоды ожиданий поболее полувека!

P. S. На фотографиях изображены несчастный Брэдли Мэннинг после полувека отсидки, 80-летняя Пэрис Хилтон и 70-летний Дональд Трамп.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях