Недавно была выпущена книга Джулиана Ассанжа Cypherpunks: Freedom and the Future of the Internet. В ней он поднимает вопрос о свободе интернета и о том, что интернет-сообществу следует отгородить свой «мир свободы» от государственного контроля. Мы предлагаем прочесть отрывок из вступления к этой книге.
«…Но мы кое-что обнаружили. Нашу надежду в войне против контроля. Надежду, которую мы можем использовать для сопротивления, собрав всё своё мужество, вооружившись проницательностью и проявив сплочённость. Это одно из странных свойств вселенной, в которой мы с вами живём.
Эта вселенная «поддерживает» шифрование.
Легче зашифровать что-то, чем расшифровать.
Мы обнаружили, что можем использовать это странное свойство для того, чтобы создать законы нового мира. Для того, чтобы отделить нашу новую платоническую реальность от «фундамента» — спутников, подводных кабелей и тех, кто контролирует их. Скрыть наше пространство за криптографической завесой. Создать новые земли, ограждённые от тех, кто контролирует наш физический мир, поскольку для того, чтобы последовать за нами, им понадобится бесконечное количество ресурсов.
И, таким образом, объявить о независимости.
Учёные, принимавшие участие в Манхэттенском проекте, обнаружили, что вселенная «поддерживает» создание ядерной бомбы. Эта находка не была очевидной. Например, ядерное оружие могло не соответствовать законам физики. Однако вселенная «поддерживает» атомные бомбы и ядерные реакторы. Это феномен, который «благословляет» вселенная, как соль, моря или звёзды.
Точно так же вселенная, наша физическая вселенная, обладает свойством, которое позволяет одной или нескольким личностям надёжно, автоматически, даже не обладая специальными знаниями, зашифровать что-либо таким образом, что для расшифровки этого не хватит ресурсов и политической воли ни у одной сверхдержавы или силы. И пути шифрования между людьми могут создавать регионы, свободные от насилия со стороны «внешнего» государства. Свободные от массового перехвата информации. Свободные от контроля государства.
Таким образом, люди могут противопоставить свою волю сверхдержавам и выиграть. Шифрование — это воплощение законов физики, шифрованию наплевать на государства, даже на транснациональные наблюдательные инициативы.
То, что этот мир так функционирует, неочевидно. Но почему-то вселенная благоволит шифрованию.
Криптография — высшая форма ненасильственного прямого действия. В то время как ядерные державы могут развязать безграничное насилие по отношению к миллионам, сильная криптография даёт понять, что государство, даже применив насилие, не сможет помешать намерению индивидуумов сохранить свои секреты от них.
Сильная криптография может противостоять безграничному применению насилия. Никакая сила не позволит решить математическую задачу.
Но можем ли мы взять это странное свойство мира и сделать его основным освободительным кирпичиком в деле независимости человечества в платоническом пространстве интернета? И по мере того, как сообщества сближаются в интернете, сможем ли мы отразить эту свободу обратно, в физический мир, чтобы переопределить государство?
Вспомните, государства — это системы, которые определяют, где и как будет применено насилие.
Вопрос о том, сколько насилия сможет проникнуть в платонический мир интернета из физического мира, может быть решён с помощью криптографии и идеалов киберпанка.
В то время, когда государства сливаются с интернетом и будущее нашей цивилизации становится будущим интернета, настаёт пора переопределить своё отношение к мировым силам.
Если мы не сделаем этого, универсальность интернета соединит человечество одной гигантской сетью массового наблюдения и массового контроля.
Мы должны бить тревогу. Эта книга — крик стража в ночи.
20 марта 2012 года, находясь под домашнем арестом в Великобритании, ожидая экстрадицию, я встретился с тремя друзьями — соратниками-стражами, посчитав, что унисона наших голосов хватит для того, чтобы пробудить город. Мы должны передать то, что мы узнали, пока для вас, читатель, ещё есть шанс понять, что происходит, и начать действовать.
Время брать в руки оружие нашего нового мира, бороться за нас и за тех, кого мы любим.
Наша задача — закрепить право на самоопределение там, где мы можем, сдерживать приход антиутопии там, где мы не можем, и, если всё остальное не сработает, ускорить её саморазрушение».