Астрономы обнаружили месторождение алмазов, превышающее размеры Земли

Недавно открытая планета «55 Cancri e» может на треть состоять из алмазов. К такому выводу пришла группа исследователей под руководством Никку Мадхусудхана (Nikku Madhusudhan) из Йельского университета (США). Предварительная оценка выполнена по результатам компьютерного моделирования на основе всех имеющихся данных о планете и её окружении.

Звезда 55 Рака по спектральному классу подобна Солнцу и находится от нас на удалении в 41 световой год. Она видна даже невооружённым глазом и привлекает внимание своими экзопланетами, обладающими необычными параметрами.

Звезда 55 Cnc (HD 75732) в созвездии Рака

В 2004 году четвёртая из пяти планет (обозначается латинской буквой «е») была обнаружена методом доплеровской спектроскопии, а в 2011 непосредственно наблюдалась с помощью орбитального телескопа MOST во время своего прохождения по диску звезды (транзита).

Из-за размеров и обилия каменных пород 55 Cancri e относят к классу суперземель – такие планеты меньше газовых гигантов, но значительно массивнее Земли. В данном случае она превышает массу нашей планеты в восемь с половиной раз при вдвое большем диаметре.

Сравнение планеты 55 Cancri e и Земли в художественном представлении (изображение: NASA)

Год для планеты «е» пролетает за неполные 18 часов, а поверхность нагревается до 2150°С. Предварительный анализ состава планеты, выполненный преимущественно по данным орбитального телескопа Спитцер, показал аномально высокое содержание углерода.

С учётом физических параметров можно ожидать, что на глубине его значительная часть находится в кубической аллотропной форме, то есть в виде алмазов. Поверхность же, вероятно, в основном представлена графитом.

Средняя плотность 55 Cancri e сравнима с земной, но сам углерод и карбиды совершенно иначе участвуют в циркуляции тепла. Это даёт богатую пищу для размышлений об эволюции таких планет и процессах, протекающих в их недрах.