Стоит ли компаниям развивать облачные сервисы

Стоит ли компаниям развивать облачные сервисы

Как будет развиваться российский облачный рынок? Что ждет российских облачных провайдеров в ближайшие годы? Готовы ли заказчики отказываться от приватных облаков в пользу облачных сервисов? Как изменится бизнес традиционных ИТ-интеграторов? Эти и другие проблемы обсудили участники организованной Mail.ru Cloud Solutions конференции mailto:CLOUD, посвященной российскому облачному рынку.

«Масштабного перехода крупных заказчиков в облака еще не произошло. Поэтому на рынке высокая конкуренция в области выстраивания идей развития облачного рынка. Все его игроки заинтересованы в том, чтобы развивать облачные сервисы, стимулировать российских заказчиков использовать облачные сервисы, а может быть и выходить на мировой рынок», – такими словами открыл конференцию mailto:CLOUD, посвященную российскому облачному рынку, Павел Гонтарев, руководитель B2B-направления Mail.ruGroup.

Гиперскейлеры в масштабах России

Клаудизация ускоряет темпы преобразования бизнеса. Однако сегодня в России около 75% облаков – приватные. И такая ситуация сохранится в ближайшие годы. Россия немного отстает от мирового рынка по темпам роста облаков – в мире этот показатель составляет около 30%, а в России – около 18%. Тем не менее, все основные мировые тренды присутствуют и в нашей стране, уверен Владимир Бобылев, директор департамента технологического консалтинга Oracle.

Заказчики хотят иметь выбор комбинации сценариев при потреблении облачных сервисов: публичных, частных и гибридных облаков. Главная задача – сделать так, чтобы им было удобно не только их использовать, но и мигрировать из одного в другой. «Очень важно ответить на вопрос, какую бизнес-ценность получает заказчик от использования облаков. Это может быть и снижение стоимости транзакций, и возможность создания уникальных сервисов, и сокращение времени их вывода на рынок», – уверен Дмитрий Марченко, директор по маркетингу и операционной деятельности Microsoft в России. Для того, чтобы оставаться конкурентоспособным, надо постоянно развивать облачные сервисы, использовать инновации, потому что именно они приносят пользу заказчикам.

На сегодняшний день только 20% корпоративных ресурсов перенесено в облако. Предприятия только переходят от экспериментов к полноценному использованию облачных сервисов. При этом чем крупнее предприятие, тем сложнее ему перейти в публичное облако. Поэтому в ближайшее время они будут использовать гибридные облака. «И часто не просто гибридные, а еще и мультиоблака, то есть облака от разных провайдеров, – уточняет Михаил Козлов, Watson & Cloud Platform Channel Leader, IBM CEE. – В такой ситуации очень важно научиться управлять всей облачной инфраструктурой».

Мировые вендоры готовы размещать и уже размещают в своих облаках любые системы, в том числе и разработанные российскими компаниями. Более того, перед заказчиками открываются поистине безграничные возможности. Например, пользователи российского облака Azure могут получить доступ в том числе и к зарубежными ресурсам.

Быстрее всего облачные сервисы проникают в высоко конкурентные отрасли. В России это ритейл, производство и финансовый сектор. Кроме того, по словам Михаила Козлова, даже те заказчики, которые по соображениям безопасности пока не готовы размещать в облаке свои данные, могут использовать его для разработки новых приложений, а затем переносить их в частное облако. И здесь вендоры готовы предоставить не просто соответствующие технологии, но и консалтинг в области разработки приложений в микросервисной архитектуре, их переноса в частное облако и так далее.

Кроме того, Oracle готов разместить кусочек своего публичного облака в дата-центре заказчика. Это позволяет клиенту хранить информацию на собственных мощностях, но передать все проблемы управления облаком вендору. Еще одна задача, которую Oracle успешно решает, – коммодизация традиционных сервисов с помощью технологий искусственного интеллекта и машинного обучения, то есть максимальная автоматизация развертывания сервисов, предоставления услуг, принятия бизнес-решений с помощью ИИ. Еще одна возможность – предоставление сервиса высокопроизводительных вычислений, которые сложно организовать на собственной инфраструктуре.

SAP уже перевела в российское облако свое решение SAP Cloud Platform– такая локализация проведена всего в 7 странах мира, сообщил Хихуч Магомедов, директор по развитию платформенных решений в SAP СНГ. Облачная платформа SAP позволяет интегрировать SAP и не-SAP приложения. Компания предоставляет сервисы из любых облаков – не только собственных дата-центров, но и дата-центров других вендоров. Кроме того, ее облако сертифицировано ФСТЭК.

Особенность предложения IBM – это возможность использования аналитики Watson и блокчейна. Microsoft имеет самый широкий территориальный охват и набор сервисов благодаря тому, что платформа максимально открыта для всех разработчиков, которые хотят работать с Azure. При этом ее предложения ориентированы на бизнес любого масштаба – от микропредприятий до крупных организаций и государственного сектора.

При этом все представители вендоров говорили о том, что являются, скорее, не конкурентами, а партнерами, то есть заказчик может использовать наиболее соответствующие его потребностям сервисы различных производителей из любого облака.

Участники конференции привели примеры самых интересных кейсов. X5 Retail Group использует частичку облака Oracle для быстрого развертывания IaaS-сервисов, при этом администрирование процесса осуществляется вендором. Tele2 применяет искусственный интеллект от Oracle для мониторинга собственной инфраструктуры. Вся инфраструктура «ДоДо-пицца» базируется в облаке Microsoft, и это позволяет компании активно развиваться не только в России, но и за ее пределами. Финансовая академия ведет интеллектуальный анализ вовлеченности студентов в учебный процесс с использованием сервисов Azure. Walmart использует облако IBM для контроля продуктов на своих полках – от момента их производства до продажи посетителям. В облаке SAP базируется одна из крупнейших нефтегазовых компаний. Недавно вендор подписал контракт с Континентальной хоккейной лигой о развитии платформы глубокого анализа поведения игроков и их обучения на базе ИИ.

Multi-Cloud и микросервисы становятся мэйнстримом

Александр Демидов, директор направления облачных сервисов «Битрикс24», рассказал о том, что при запуске сервиса компания изначально ориентировалась на облако. На первом этапе было выбрано расположенное в США облако Amazon Web Services.

Первой предпосылкой к переезду стал рост требований к скорости работы порталов – европейские и российские клиенты были переведены в европейское облако AWS. В 2015 г. вступил в силу 242-ФЗ, который обязал размещать персональные данные граждан России на территории нашей страны. Было принято решение перенести данные локальных пользователей в Россию. «Мы начали искать российский Amazon, но на тот момент такого предложения не существовало», – говорит Александр Демидов. Тем не менее, провайдер был выбран, и данные в обозначенные законом сроки переехали на новые мощности.

В прошлом году Роскомнадзор начал блокировку IP-адресов Amazon, где у «Битрикс24» расположено множество сервисов. «Для сервисов, ориентированных преимущественно на российский рынок, стало очевидно, что размещение на российских площадках становится критически важным для бизнеса, – отметил эксперт. – В дальнейшем авария на AWS показала, что надо резервировать сервисы на мощностях нескольких провайдеров». В результате в настоящее время сервисы «Битрикс24» расположены на мощностях AWS, Mail.ru Cloud Solutions и CorpSoft24.

Александр Деулин, «Мегафон», рассказал о концепции трехскоростного ИТ, которая реализуется в компании. Ей предусмотрено, что все основные изменения должны происходить на микросервисном уровне. Под микросервисом понимается сервис, который несет с собой конечную бизнес-ценность. Он автоматически развертывается с помощью инструментов CI\CD и может быть легко заменен. В качестве технологического стека используются OpenSource-продукты, а в качестве базы данных – Tarantool. Александр Деулин привел несколько примеров создания новых сервисов в компании. «У нас целая очередь из бизнес-заказчиков, которые ждут от нас новых приложений», – говорит он.

От монолитов к микросервисам

«Перейти к микросервисам нас заставила постоянная необходимость интеграции новых сервисов с уже имеющимися в компании системами», – продолжает Сергей Сергеев, директор по информационным технологиям группы «М.Видео-Эльдорадо». Это позволяет существенно сокращать срок вывода сервисов в продуктив, создавать отделяемые сущности и снижать стоимость владения с точки зрения интеграции с имеющимися системами. Успешность сервиса определяется количеством его переиспользований в разных процессах.

На сегодняшний день микросервисное направление активно развивается. Бизнес убедился в его эффективности и необходимости после того, как получил новые продукты, оценил их качество и эффективность такого подхода. Тем не менее, ни «Мегафон», ни «М.Видео-Эльдорадо» пока не собираются избавляться от монолитных core-систем, и в ближайшее время ситуация вряд ли изменится. «Максимально легкие и простые решения будут наиболее востребованы в тех слоях, которые находятся ближе к потребителю», – говорит Сергей Сергеев.

Конечно, микросервисный подход несет с собой и сложности. «У нас были случаи, когда бизнес менял приоритеты и отменял проекты по переходу на микросервисы, – рассказал Александр Деулин. – В остальном нам удалось правильно организовать работу и техническую поддержку продуктов, поэтому проблем с ними не возникает». Сергей Сергеев в числе проблем упомянул сложность поиска квалифицированных специалистов. Кроме того, важно переиспользовать сервисы, а не создавать множество новых, чтобы не перегружать ИТ-инфраструктуру. А также внедрять системы мониторинга инфраструктуры, способные работать с микросервисной архитектурой, а таких на рынке пока немного.

Развитие микросервисов ведет к изменению инфраструктуры – компании все чаще применяют открытые продукты, создают платформы, с помощью которых можно собирать готовые продукты, усиливают меры безопасности и т. д. «В такой ситуации очень важно не свалиться в хаос», – говорит Александр Деулин. Кроме того, из-за того, что сервисы разрабатываются быстро и должны оперативно выходить в продуктив, возникают дополнительные сложности и расходы при их тестировании. Выход один – внедрение систем автоматизированного тестирования, считают участники дискуссии. При этом в компании обязательно должен быть руководитель, который будет осуществлять взаимодействие с бизнесом, контролировать процесс создания микросервисов и распределять задачи между разработчиками.

IT как драйвер роста. Технологии на службе бизнеса

Своим мнением о качестве облачных услуг поделились заказчики – Дмитрий Виноградов, Schneider Electric, руководитель департамента, R&D Центр Сколково, Александр Пятигорский, директор департамента Digital банка «Открытие», Максим Цветков, руководитель управления информационных технологий Burger King, и Александр Соколовский, технический директор «Леруа Мерлен». По их мнению, уровень услуг, предоставляемых российскими облачными провайдерами, пока несколько ниже, чем у «большой тройки».

Большинство заказчиков пришли к необходимости использования облаков потому, что столкнулись с необходимостью быстрой разработки новых сервисов для бизнеса. Они высказали пожелания по совершенствованию услуг облачных провайдеров. Среди них онлайн-мониторинг безопасности использования облаков и стоимости услуг и повышение их качества. Сегодня в любом SLA прописано, что провайдер может себе позволить прервать предоставление услуг на несколько часов в месяц. «В таких условиях особое внимание надо уделять отказоустойчивости собственной инфраструктуры. И это неплохо, потому что разработчики стремятся делать по-настоящему хорошие решения», – отметил Александр Соколовский.

Куда движется российский облачный рынок?

«По прогнозам IKS-Consulting, объем российского облачного рынка в 2019 г. составит около 80 млрд руб. Это меньше, чем два «золотых парашюта» Джона Уэлча», – начал свое выступление Егор Ганин, заместитель вице-президента, руководитель направления облачных и бизнес-сервисов Mail.ru Group. Однако исследования говорят о том, что он будет расти приблизительно на 50% в год.

Особенностью российского облачного рынка является то, что его практически нет, говорит Александр Сорокоумов, генеральный директор SberCloud. Большую часть составляют собственные ИТ-инсталляции компаний. А рынок IaaS в 2018 г. составил всего 17 млрд рублей.

Основная проблема заключается в том, что еще 4 года назад для того, чтобы выйти на облачный рынок, требовались огромные инвестиции, а при небольшом спросе сроки их возврата были неопределенными. Сегодня, на фоне высоких темпов роста, ситуация изменилась, и на рынке появляется все больше облачных провайдеров, считает Илья Летунов, руководитель платформы Mail.ru Cloud Solutions. Олег Коверзнев, директор по развитию бизнеса «Яндекс.Облака», уверен, что сегодня все больше крупных компаний понимают, что заниматься ИТ-проблемами – не их бизнес, и поэтому они готовы использовать облака.

Кроме того, до самого последнего времени все ждали того, что в Россию придет «большая тройка», а следовательно, вкладываться в этот бизнес российским компаниям не имеет смысла, говорит Олег Любимов, генеральный директор компании Selectel. Стоит ли бояться того, что на него придут крупнейшие мировые провайдеры? По мнению Антона Захарченко, директора по стратегии #CloudMTS, от их прихода российский рынок только выиграет. Конкуренция заставит российских провайдеров развиваться, ориентируясь на лучшие мировые практики, и создавать уникальные услуги, которые будут конкурентоспособными на мировом рынке. При этом участники дискуссии отметили, что значительно бОльшую опасность они видят со стороны китайских компаний. Однако у российских провайдеров есть время подготовиться к их приходу.

Каким будет рынок через 5 лет? Видия Железнов, директор по стратегии и маркетинговым коммуникациям «Ростелеком – ЦОД» связывает перспективы развития облачного рынка с программой «Цифровая экономика», в которой поставлена задача развития российских облаков, а также с постепенным переходом в облака государственных ведомств. По мнению Александра Сорокоумова,через 5 лет на рынке останется 5 игроков, которые будут предлагать множество сервисов. Вокруг них образуется пул интеграторов, помогающих заказчикам внедрять и использовать эти сервисы. Илья Летунов уверен, что платформы постепенно будут скрыты за бизнес-результатами, которые с их помощью можно получить. Таким образом, бизнес сможет осознанно выбирать, какие сервисы ему необходимы.

Участники дискуссии обсудили также, какие законодательные изменения необходимы для полноценного развития облачного рынка и пришли к единодушному выводу, что лучший закон – это запретить принимать новые законы в ближайшие 10 лет.

Облачные тренды

Дмитрий Лазаренко, руководитель PaaS-направления Mail.ru Cloud Solutions, рассказал о возможностях, которые предоставляют людям большие данные. Их объемы стремительно растут, и вместе с этим растет потребность в аналитике. В свое время компании активно создавали хранилища структурированных данных, однако опыт показал, что не более 20% из них реально используется. Пришло время Hadoop, а затем и Data Lake. Однако на создание полноценного «озера данных» необходимо не менее 6 лет, это дорого и не всегда оправдано. Тренд сегодняшнего дня – Data Platform, данные на которую поступают с помощью коннекторов из самых разных источников, быстро обрабатываются и начинают приносить бизнес-выгоду. Особенно востребованы Customer Data Platform и IoT Data Platform, позволяющие обогащать и обрабатывать данные о клиентах или интернете вещей.

Несколько таких платформ работает только в облаке, например, AWS или Google Cloud. В таком случае облачный провайдер предоставляет хранилище данных, дает возможность неограниченного масштабирования и обеспечивает высокую надежность. Дмитрий Лазаренко привел несколько примеров использования Data Platform и статистику, свидетельствующую о том, что такой путь более эффективен. Так, совокупная стоимость владения снижается на 57%, а возврат инвестиций происходит за 8 месяцев.

Дмитрий Виноградов посвятил свое выступление новым трендам в управлении энергетикой. Среди них интеграция распределенной генерации и инфраструктуры для электромобилей, активное управление сетями, интеграция IT/OT и управление данными, возрастающие требования по кибербезопасности. Он рассказал о решениях, которые предлагает Schneider Electric. Это системы управления для микросетей, услуги в сфере энергоменеджмента, проекты по кибербезопасности, дополненная и виртуальная реальности, а также облачная инфраструктура.

Тренд на SaaS: Что останется от IaaS к 2021 году?

В заключительной дискуссии конференции приняли участие представители компаний-разработчиков. Они обсудили влияние облаков на свой бизнес и перспективы, которые возникают перед ним в этой связи. По словам Тимура Биячуева, руководителя управления исследования угроз «Лаборатории Касперского», его компания заинтересована в том, чтобы продукты и их обновления доходили до пользователя как можно быстрее и проще. Они должны устанавливаться автоматически, без необходимости полной переустановки на каждой рабочей станции, и это можно сделать только с использованием облаков. Также в облаке размещена консоль управления всеми продуктами «Лаборатории Касперского», что оказалось очень востребованным. В последние годы «Лаборатории Касперского» разрабатывает SaaS-решения, например, для защиты от фрода. Кроме того, в публичных облаках проходят тестирование антивирусные базы.

Анна Полозова, руководитель департамента по работе с партнерами и операциями «Акронис-Инфозащита» отметила, что компания широко использует облака для разработки новых продуктов, чтобы сократить время их вывода на рынок.

Антон Салов, директор MerliONCloud, поделился опытом трансформации продуктового бизнеса в сервисный. Сегодня Merlion использует облака для разработки новых продуктов, а также ориентируется на облачные сервисы, например, в сфере управления проектами. Сегодня она занимается выстраиванием каналов продаж облачных продуктов. А это процесс небыстрый. Причин для этого несколько. Во-первых, рынок пока не готов к потреблению ИТ-продуктов по подписке. А во-вторых, продажа продуктов по подписке требует существенной перестройки подходов самих разработчиков к получению прибыли.

В заключении конференции все ее участники еще раз подчеркнули, что являются не конкурентами, а скорее партнерами по развитию облачных сервисов для российских заказчиков, и выразили уверенность в том, что совместными усилиями смогут создать по-настоящему инновационные и конкурентоспособные продукты.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях