Импортозамещение в IT-сфере — актуальная с 2014 года тема, но в 2022-м она получила новый виток развития. И хотя прошло немало времени, переход на отечественные сервисы все еще в разгаре.
Евгений Перов, директор продукта в корпоративном мессенджере Compass, поделился опытом изнутри отрасли и рассказал, какие проблемы мешают компаниям окончательно перейти на российские продукты.
Вендоры фокусируются на количестве функций, а не на их качестве
Часто вендоры действуют по принципу «больше — лучше». Они хотят сделать копию зарубежного продукта и предложить пользователям то, к чему они привыкли. Делая ставку на количество функций, приложение можно быстрее продать — и это факт. Покупатели часто составляют шорт-лист продуктов, основываясь на заявленных функциях, и ожидают того же пользовательского опыта, что и в привычных сервисах.
Но если приложение сырое, начинаются закономерные проблемы. Недостаток времени, денег и специалистов не позволяет российским разработчикам делать полноценные копии зарубежных продуктов. Если они дотянули по функциям, то, скорее всего, просели по другим показателям. И тогда за красивой оберткой покупатель обнаруживает ряд проблем:
- низкая скорость работы;
- нестабильность приложения;
- техподдержка, которая не успевает обрабатывать запросы;
- разработчики, которые исправляют ошибки в авральном режиме и неизбежно допускают новые.
Желание быстро добавить как можно больше функций понятно. Но если они работают плохо, transaction cost — сумма усилий, времени и денег на выполнение работы клиента — становится слишком высоким.
Пользователи привыкли к тому, что все работает быстро и стабильно, поэтому ожидают того же качества и от российских сервисов. А слишком высокий transaction cost вынуждает компании отказаться от перехода и искать новые продукты.
Решение
Чтобы создать достойную замену зарубежным сервисам, нужно ориентироваться не на количество, а на качество. Сначала нужно сделать ставку на основные возможности, без которых не обойтись большинству пользователей. А когда разработчики доведут эти возможности до высокого уровня, можно переходить ко всему остальному.
Вендоры заняты собственным развитием и не думают об интеграциях с другими компаниями
Интересно, что в дорожную карту развития продукта часто даже не включают интеграции. Многие компании нацелены исключительно на развитие собственного продукта, но забывают о весомом конкурентном преимуществе западных приложений — экосистемности.
Один из самых очевидных примеров — Microsoft. Сегодня компании принадлежит огромное количество продуктов. Это пакет офисных приложений, облачное хранилище, антивирус, мессенджер Microsoft Teams, решения для разработчиков Azure и многое другое. Все это — единая сеть, которая закрывает большинство пользовательских задач. Более того, сейчас Microsoft активно внедряет ИИ-инструмент Copilot, который делает его продукты еще более эффективными и простыми в использовании. Неудивительно, что при таких условиях уход того же Microsoft Teams из нашей страны стал болезненным для пользователей, которые привыкли к безграничным возможностям экосистемы.
Может ли один вендор в России создать экосистему, как у Microsoft? Только в теории, потому что для этого ему понадобится: около 15-20 лет упорной работы, огромное количество ресурсов, тысячи высококвалифицированных специалистов, чтобы развивать все направления одновременно.
В реальности такой сценарий невозможен. Стараться в одиночку охватить все части корпоративной экосистемы — заранее проигрышная стратегия. Однако получить экосистему можно за счет взаимных интеграций десятков вендоров.
Решение
Так как ни одна компания в России сейчас не может стать Google или Microsoft с нуля, есть только одно решение — фокусироваться на тех продуктах, в которых вендоры действительно сильны, а после объединяться с другими и за счет кросс-интеграций создавать экосистемы. Один из вариантов — бандлы, при покупке которых компании получат мессенджер, видеоконференции и офисный пакет от разных разработчиков.
Желания пользователей часто не совпадают с дорожными картами разработчиков
Если бизнес не получает обновления, необходимые для решения регулярных задач, то команда рано или поздно начинает искать альтернативу. Полностью исключить такую проблему нельзя. Здесь дело не только в ресурсах разработчиков, но и в том, что есть специфические направления бизнеса с особыми потребностями. Если разработчики сконцентрируются на них, то не смогут уделить достаточно внимания более популярным и востребованным функциям.
Решение
Вариант, при котором выигрывают все, — это открытый исходный код. Благодаря этому компании смогут самостоятельно подогнать возможности сервиса под себя, а разработчики — сосредоточиться на дорожной карте развития продукта. Кроме того, открытый исходный код позволит проводить аудит продукта и привлекать энтузиастов из сообщества ИТ-специалистов к разработке и улучшению сервиса.
Краткие рекомендации для тех, кто занимается импортозамещением IT-продуктов
- Брать не количеством, а качеством функций. Пусть это будет 1 функция вместо 10, но доведенная до идеала.
- Объединять усилия с другими разработчиками — создавать бандлы приложений для бизнеса, использовать предустановленные интеграции. Делать упор на экосистемность решений.
- Опционально: открывать исходный код, чтобы дать клиентам возможность подгонять сервис под себя.