KitKat, или Как закон тривиальности Паркинсона помогает выживать ИТ-прессе

Фрилансер Кевин Пёрди, написавший замечательную книжку The Complete Android Guide, своей вчерашней ремаркой в IT World подтолкнул меня к забавному открытию, которое обещает придать уверенности в завтрашнем дне не только мне, но и в моему издателю :-).

Пёрди (до чего же все-таки неполиткорректен русский язык!) проанализировал новостной трафик 3 сентября 2013 года и удивился неожиданному раскладу. День выдался хлебный: сразу три гиганта ИТ-мысли рапортовали об эпохальных событиях:
— Microsoft сразила всех наповал покупкой мобильного бизнеса Nokia за 3 миллиарда 790 миллионов евро плюс еще 1 миллиард 650 миллионов — за все относящиеся к мобильной телефонии патенты, принадлежащие финской компании;
— Apple наконец-то раскололась и пригласила представителей СМИ на «секрет Полишинеля» — презентацию дешёвого «Айфона» 10 сентября;
— Google приподняла завесу тайны, окутывающей имя новой версии (4.4) ОС Android: KitKat.

Внешне эти события кажутся несопоставимыми: где — Microsoft, а где — шелупонь с шоколадками и тоскливым iPhone 5c?! Между тем широкая общественность расценила новостные поводы весьма экстравагантно: грандиозное поглощение Microsoft, обладающее по всем признакам потенциалом перекроить весь рынок мобильных устройств, впечатлило адекватным образом, похоже, только на Уолл-стрит: акции NOK выстрелили overnight аж на 30 %.

А вот интернет-трафик по этой новости оказался вялым и неубедительным. По мнению Кевина Пёрди, проблема глухого игнора — в скучности per se корпоративных пресс-релизов, будь то связанных с анонсом квартальной прибыли, будь то — с Mergers & Acquisitions, а также — в неспособности подавляющего большинства потребляющей ИТ-информацию публики осмысливать цифры с 9 нулями и более. В Америке ситуация усугубилась еще и бессмысленным словом «евро»: «Большинство из нас не в состоянии измерить 3,79 миллиарда даже в родной американской валюте, не говоря уже о европейских шекелях, бутылочных чушках или чем там они у себя пользуются для обмена» (шекели оставим на Пёрдиной совести).

Новость о великом шоу Apple никого не заинтересовала не только по ранее указанной причине (секрет Полишинеля), но и по причине абсолютной беспонтовости и тоски «пластмассового айфончега» для широких санкюлотных масс, нашпигованного технологиями трехлетней древности.

Зато рассказ Google о шоколадке, подарившей имя новому «Андроиду», оттянул на себя львиную долю мирового трафика, связанного с ИТ-новостями. Кевин Пёрди пытается разобраться в этом сенсационном феномене и делает это — отдадим должное — вполне профессионально.

Во-первых, сам факт пресс-релиза, посвящённого целиком кличке, под которой явился в свет очередной релиз мобильной операционной системы, — это классический «нон-эвент» (non-event), целиком и полностью укладывающийся в закон тривиальности, который хохмы ради придумал 1957 году британский историк Сирил Норткот Паркинсон: «Чем тривиальнее вещь, тем больше внимания ей уделяется в жизни корпорации».

Именно Law of Triviality объясняет, почему корпоративное собрание, посвящённое разработке атомного реактора, проходит быстрее и скучнее, чем собрание, на котором обсуждается создание навеса для велосипеда: в атомном реакторе никто из руководства компании ни черта не понимает, поэтому управленцы спокойно делегируют разработку деталей и ведение проекта непосредственно инженерам-атомщикам, состоящим в штате. Другое дело — велосипеды и навесы! Здесь каждый менеджер мнит себя великим специалистом, поэтому стратегическое планирование выливается в многочасовые дебаты, на которых каждый управленец из кожи вон лезет, чтобы продемонстрировать свою компетентность и предложить оригинальное решение.

Соответственно, придумывать клички для операционной системы из линейки десертов и шоколадных деликатесов — это не заниматься тоскливой оптимизацией изначально тупого кода Android: здесь полёт фантазии не знает границ. Судя по всему, на открытие гениального ника KitKat ушла не одна тысяча человеко-часов менеджеров старшего звена Google. Тем более что столь революционный прорыв потребовал и неимоверного напряжения от подразделения логистики: нужно ж был сначала связаться со швейцарской Nestle, которая и производит одноименный шоколадный батончик, потом — с американским Mars’ом, которому принадлежит лицензия на территории Соединенных Штатов, и очень долго и изобретательно перетирать совместную акцию.

Google с гордостью рапортовала миру, что в результате достигнутых договоренностей «no money changed hands» — а значит, бренд KitKat достаётся «Андроиду» на халяву, и даже больше: изображения согбенного зелёного роботика, который сам, похоже, страдает болезнью Паркинсона (по крайней мере визуально) появятся на этикетках шоколадных вафель, а Google, Nestle и Mars будут на каждом перекрестке мира разыгрывать ценные призы — планшеты Nexus 7, кредитные сертификаты Google Play и сами шоколадины до полного диабета.

Представляете, какого колоссального напряжения корпоративной мысли и сколько миллионов джоулей было затрачено Google на воплощение в жизнь столь грандиозного навеса для велосипеда, как создание клички KitKat для Android 4.4?! Не удивительно, что пресс-релиз компании буквально лопался от счастья и гордости.

С Google, впрочем, всё понятно, однако какого рожна мировая общественная тусовка с таким неистовством ухватилась за этот ничтожный (будем смотреть правде в глаза!) информационный повод, чтобы обсуждать его в каждом втором «Твиттере», вести яростные споры на страничках социальных сетей и на форумах, создавая беспрецедентный трафик для опубликовавших новость онлайн-изданий?!

Кевин Пёрди замечательно классифицировал не только корпоративный аспект закона тривиальности, но и его потребительную составляющую: «Мы все знаем KitKat! Мы знаем толк в вещах со смешными именами! И мы все готовы выражать по этому поводу наше удивление, радость, горькое разочарование, смущение, клеймить за ущербность и даже состязаться в догадках о будущих кличках».

И далее: «Мы с такой охотой обсуждаем это (кодовое название новой версии «Андроида»), потому что у этого новости в сегодняшней ленте ИТ-новостей самый человеческий заголовок (human-size headline). Имя, присвоенное куску кода, который даже не существует сам по себе без гаджета, — это точно то же самое, что и цвет навеса, под которым вы собираетесь укрывать свой велосипед»!

Иными словами: внешне бессмысленная новость о шоколадно-вафельном названии новой версии операционной системы Google затмила по популярности даже эпохальные пресс-релизы о слиянии гигантов бизнеса потому, что homo professionalis — лишь малая ничтожная часть того, что составляет жизненную суть homo contemoraneus! В шкурке программиста, дизайнера, менеджера по продажам и даже простого обывателя прячется банальное существо, которое хочет смеяться, веселиться, шутить, радоваться жизни, ругаться на форумах, раздавать «лайки» в социальных сетях, сплетничать, интриговать, демонстрировать эрудицию, доминировать, репрессировать и так далее до бесконечности.

Собственно говоря, по этой же самой причине СМИ, оперирующие на любом профессиональном поле (ИТ — в нашем случае), обречены на успех лишь в том случае, если на их портале тоска корпоративных пресс-релизов и «серьезных новостей» будет перманентно и интенсивно разбавляться шоколадно-вафельными диверсиями а-ля Google Android KitKat! Аккурат как это делает «Компьютерра-онлайн» :-).

Соответственно и колумнисты, в основе творческого метода которых лежит методичное напоминание homo professionalis его собственной банальной природы, как собирали, так и будут всегда собирать двойной трафик 🙂

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях