У экономистов и социологов есть пришедшее из эпохи холодной войны понятие «золотого миллиарда» (иногда его ещё называют «сытым»). Грубо говоря, это часть населения Земли, уровень жизни которой значительно выше такового у остального человечества. Золотой миллиард потребляет непропорционально большую часть природных ресурсов, но кроме того, именно он является основным потребителем современных информационных благ: его представители формируют костяк аудитории компьютерных пользователей, мобильных цифровых устройств, интернета.

С такой трактовкой термина согласны не все, как не все согласны и с самой идеей существования «элиты человечества»: мол, в последние десятилетия случился слом многовековой тенденции – и теперь разрыв в уровнях жизни сокращается. Но это только играет на руку вот какому факту: в затылок золотому первому миллиарду дышат миллиарды второй и третий — желающие и в некоторой степени уже готовые помочь нам потреблять вышеозначенные ресурсы. А значит, неплохо бы понять, какие они — наши новые братья и сестры.

Второй миллиард отличается от первого прежде всего географически. На Западе о золотом миллиарде слышали немногие, куда популярней обратный термин – третий мир (изначально так назывались страны, не примкнувшие ни к западному, ни к советскому блоку). Так вот: второй миллиард проживает именно там, в развивающихся странах третьего мира. Это Южная Америка, Африка, Индия, отчасти Китай. И когда Facebook покупала WhatsApp, она приобретала именно доступ в эти регионы, доступ ко второму миллиарду землян.

260214-1

Сегодня Facebook популярна среди тех, кто может потратиться на хороший смартфон. Но там, где человек живёт на 10 долларов в день, Facebook знают немногие — зато очень многие слышали и пользуются WhatsApp. Бразилия, Мексика, Кения, Нигерия, ЮАР и прочие, прочие: WhatsApp занимает там доминирующие позиции — им пользуются половина и более тех, кто вообще имеет хоть какой-нибудь доступ к Глобальной сети.

Второй миллиард не может позволить себе Galaxy S5. Он «сидит» на дешёвых недосмартфонах с J2ME, Nokia Asha и Series 40, самых бюджетных андроидовских моделях. Мобильный телефон для его представителей зачастую становится и первым компьютером, потому что «железо» дорого. Но трафик ещё дороже — и поэтому они особенно ценят приложения вроде WhatsApp, которые не качают бесполезную рекламу, да ещё и подменяют СМС (одну из самых дорогих информационных услуг).

Чтобы понять потребности и возможности второго миллиарда, нам с вами придётся сильно поднапрячься. Потому что, ну в самом деле, когда последний раз вы интересовались, сколько килобайт в день тратит ваше любимое мобильное приложение? А заказывали веб-сайт через электронную почту? Интернет для второго миллиарда ещё не превратился в развлечение и служит целям прагматическим: он в некотором смысле представляется им усовершенствованным телефоном. Отчасти поэтому ещё соцсети там и близко не так популярны, как интернет-пейджеры вроде WhatsApp: второму миллиарду важнее общение с людьми, которые знакомы лично, нежели абстрактный набор интересностей, выливаемый через новостные ленты.

260214-2

Конечно, так будет не всегда. Но когда уровень жизни поднимется на необходимую высоту или цены на технику упадут достаточно низко, не ждите, что второй миллиард будет интересоваться и пользоваться тем же, чем увлечены сегодня мы. Они начинали не с компьютеров, а с телефонов. «Компьютер» и «Сеть» ассоциируются у них не с Windows и Intel, а с WhatsApp и в конечном счёте «Фейсбуком». (Создателям WhatsApp Цукерберг на пять лет вперёд поставил одну только задачу: экспансия! Экспансия без оглядки на деньги!) СМС они применяют не для подсказок на экзаменах, а как средство оповещения о том, что на район сегодня дадут воду. Можете представить, в каком направлении они двинут ИТ?

А вот третий миллиард разделяет с предыдущими двумя уже не географическая, а коммуникационная пропасть. Представители третьего миллиарда живут в целом там же, в странах третьего мира — и в принципе тоже готовы к пришествию цифровых мобильных устройств. Но если у второго миллиарда есть хоть какой-то «интернет», у третьего его нет вообще! Они банально не могут себе его позволить: мобильники дешевеют, но цифровые коммуникации остаются недоступно дорогими. Третий миллиард — тоже верхушка, элита, но элита той (грубая оценка, цифры сильно разнятся от источника к источнику) половины землян, которая до сих пор не имеет выхода в Сеть. Подключить их имеющимися средствами технически возможно, но экономически нецелесообразно: сказываются большие расстояния, малая плотность населения, нищета и пр.

Планы “осетенения” третьего миллиарда существуют. На прошлой неделе, к примеру, много шуму наделал проект «космического вай-фая» Outernet. На низкой орбите планируется развернуть группировку из сотен микроспутников, и каждый будет вещать на Землю какие-нибудь материалы из интернета: новости, образовательный контент, развлекательные передачи. «Слушать» передачи сможет почти каждый желающий — нужно лишь цифровое устройство, поддерживающее самый обычный Wi-Fi. Фишка в том, что связь будет практически односторонней: «слушатели» не получат возможности передавать данные в Сеть, они смогут только принимать отправленное. Отчасти этот недостаток компенсирует возможность программирования передач: отправив СМС, зайдя на сайт и, вероятно, другими способами можно будет заказывать трансляцию нужных материалов конкретным спутником.

260214-3

Новость вызвала ожесточённые дебаты; не все верят, что такое вообще возможно (см. интереснейший тред на Reddit). Но не зацикливайтесь на конкретно этом проекте. Важнее другое: приобщение второго миллиарда к благам цивилизации началось (за это Ян Коум и получил $19 млрд) – а значит, не за горами и выход на миллиард третий. Провалится Outernet? Ну так добьётся своего Internet.org Марка Цукерберга. В понедельник Марк вещал с трибуны Mobile World Congress о новых инициативах этого альянса — цель которого как раз и заключается в проведении интернета туда, где его сейчас нет. Марк не планирует запускать спутники, он надеется убедить сотовых операторов охватить третий миллиард бесплатным или предельно дешёвым беспроводным интернет-доступом ради будущих прибылей.

Второй миллиард живёт в условиях ужасающего перекоса: мобильников у него больше, чем туалетов. Но третий миллиард зачастую не умеет даже читать! Представьте, каким подвигом и каким благодеянием станут для него приход и освоение мобильного интернета. И — да, самое время задуматься, какие приложения, какие информационные сервисы будут востребованы его представителями.

Создатели WhatsApp — сознательно или нет — поняли потребности второго миллиарда и сделали на этом свои миллиарды. Кто освоит третий?

В статье использованы иллюстрации Geraint Rowland, Brett Jordan, Marc Smith.