Взлет и падение iTunes

Запущенный в 2001 году сервис iTunes произвел настоящую революцию в музыкальной отрасли и прошел долгий путь  – от беспрекословного лидера до самого ненавистного приложения Apple. Спустя 18 лет этот путь, наконец, завершился.

С запуском операционной системы macOS 10.15 Catalina основные функции  iTunes распределятся между тремя сервисами – Apple Music, Apple Podcasts и Apple TV – таким образом будет поставлена точка почти двум десятилетиям доминирования приложения в экосистеме Apple. Синхронизация устройств теперь будет производиться при помощи приложения Finder, способного осуществлять резервное копирование, делать обновления и форматировать устройства непосредственно с боковой панели. (Все приложения разработаны для операционной системы Mac, при этом iTunes для Windows будет еще некоторое время существовать).

Интерфейс для стратегии Digital Hub

Что ни говорите, а наибольшую привлекательность (как, впрочем, и будущую гибель) приложение заработало, прежде всего, благодаря своему всеобъемлющему охвату.

Первоначально сервис iTunes был разработан в качестве интерфейса для стратегии Digital Hub (Цифровая гавань), о которой Стив Джобс рассказал еще в 2001 году. В рамках стратегии компьютер Mac рассматривался в качестве гавани, находившейся в центре всей цифровой жизни, объединяя между собой цифровые камеры, музыкальные плееры и «карманные органайзеры».

Впоследствии это стало главной концепцией iTunes  – приложения, которое смогло вместить в себя все цифровые развлечения. В мае 2005 года в iTunes была добавлена поддержка видео, в июне того же года – подкастов, а в январе 2010 – книг. Помимо поддержки музыкальных плееров iPod, iTunes также стал сопутствующим приложением для iPhone; вплоть до появления  iOS 5 для активации телефонов также необходимо было использовать  iTunes, кроме того, сервис мог применяться для установки и управления приложениями.

Постепенно такой подход кардинальным образом изменил iTunes, превратив медиаплеер и компаньон iPod в перегруженный программный продукт, требующий обновления практически при каждом открытии. Это отметили и сами представители Apple на конференции WWDC, пошутив, что перед тем как отказаться от приложения, они подумали о добавлении в его функционал календаря, интернет-браузера, и электронной почты.

Как музыкальное ПО, iTunes предшествовал и музыкальному магазину, синонимом которого он стал, и iPod (когда Apple объявила о выходе первой версии iTunes, компания заявила, что сервис может использоваться для перемещения музыки в «популярные MP3-плееры из библиотек Rio и Creative Labs»), однако именно интеграция трех компонентов сделала iTunes таким масштабным. Теперь музыкальные треки можно было приобрести за символическую цену (99 центов) или скопировать с CD, организовать в плей-лист и быстро синхронизировать в свой iPod –  и все это при помощи одного приложения. Apple считала, что если сделать процесс достаточно удобным, люди предпочтут платить за цифровую музыку деньги, нежели загружать ее с пиратских сайтов, и успех iTunes Store это подтвердил.

Первые годы существования iTunes были целиком и полностью посвящены созданию цифрового медиаплеера для iPod, объединенного с магазином музыки, заполоненным множеством популярных композиций. Первоначально приложение было запущено в ОС Mac в январе 2001 года, накануне релиза первого iPod в октябре того же года. В апреле 2003 был запущен магазин iTunes Store, в первом каталоге которого содержалось всего 200 000 композиций. И только позднее, после появления в октябре 2003 г. iTunes для Windows, у владельцев устройств Apple, не пользующихся Mac (составляющих большую часть участников компьютерного пространства), впервые появилась возможность покупать музыку у Apple и синхронизировать ее на iPod.

iTunes для Windows сделал IPod мейнстримом

Теперь, когда сервис стал доступен пользователям крупнейшей операционной системы в мире, из устройства, разработанного специально для Mac, iPod превратился в музыкальный плеер, использовать который мог любой обладатель компьютера. Поддержка Windows означала, что устройство, способное «поместить в ваш карман 1000 композиций», могло дать старт целому десятилетию, причем это относилось и к его компаньону iTunes.

Сервис iTunes стал прообразом легальной загрузки медиа-файлов, сделав так, что людям стало гораздо проще платить за музыку, чем воровать ее с сайтов наподобие Napster. Благодаря популярности экосистем iPod и iTunes, вскоре Apple стала лидером по количеству интернет-загрузок, что позволило ей диктовать условия – это привело в негодование музыкальную индустрию. Ориентированность на треки стоимостью в 99 центов заставила исполнителей и студии звукозаписи обвинять Apple в том, что она обесценивает музыку. По данным Международной федерации производителей фонограмм (IFPI), общий доход музыкальной индустрии упал с $20 миллиардов одних только физических продаж в 2003 году до $15 миллиардов в 2012 г. (на пике интернет-продаж).

Тем не менее, с появлением стриминга используемая iTunes модель приобретения медиа-файлов в собственность потеряла свой статус кво. Главная концепция  iTunes – организация и управление музыкальными коллекциями – утратила необходимость, поскольку любые медиа стали транслироваться из облака, причем за просмотр нужно было заплатить символическую ежемесячную плату. Во время первого запуска iTunes в 2001 году Apple с гордостью рассказывала о способность сервиса копировать, организовывать и проигрывать музыку. Теперь же вся организация свелась к созданию пользовательского плейлиста в Spotify или Apple Music.

Модель Digital Hub перешла в облако

Со временем изменилось не только музыкальное пространство. Используемый iTunes всеобъемлющий подход оказался бессмысленным, поскольку пользователи нашли более интересные альтернативы в специализированных аппаратных и программных продуктах. У любителей видео появились приставки Apple TV, приложения Apple TV для iOS и умные телевизоры Samsung. Подкасты и книги теперь можно загружать непосредственно на мобильные устройства, а облако iCloud устранило необходимость в компьютерных бекапах, и обновления iOS загружаются теперь беспроводным способом.

Что касается концепции Digital Hub, она не то чтобы ушла – скорее, она переместилась в облако. По мере того как на замену iPod пришли iPhone, домашние компьютеры перестали быть центром цифрового пространства. И хотя Mac пока не превратился в аксессуар для iPhone, он давно перестал быть любимцем Apple.

Взлет и падение iTunes

Судя по всему, Apple устала и от использования легендарной «i» в названиях своих продуктов. Компания отказалась от названия iWatch для часов Apple Watch, то же самое можно сказать о Apple Pencil, AirPods или HomePod.

Тем не менее, успех iTunes нельзя недооценивать. Сервис значительно пережил большинство программных продуктов своего времени (к примеру, Winamp). Пользователи Windows 10 делают такое количество запросов iTunes в Windows Store, что в прошлом году компания Microsoft убедила Apple еще раз добавить сервис в их магазин. Тем не менее, в итоге оригинальная концепция Apple по предоставлению единого магазина для всех медиа привела к гибели iTunes, поскольку в приложение загружалось все больше ненужного мусора, в итоге поглотившего полезный функционал iTunes. Мир изменился, и появилось облачное хранение, доступ из любой точки и стриминг медиа-файлов. Для испытывающих необходимость в iTunes сервис все еще существует, однако  официально он канул в лету.

Источник